Ноты...хм, а что это такое? (продолжение)
Знаки альтерации
На нашем первом занятии мы изучили натуральные звуки и привели полный диапазон гитары. Но...это в действительности еще не все звуки, которые можно взять на грифе. Как же так, - спросите вы. Дело в том, что в последовательности натуральных звуков от самой нижней ноты Е (ми) до самой верхней ноты Е (ми) больше тонов, чем полутонов, поэтому нам приходилось некоторые лады пропускать (не забыли, что тон берется через лад?).
А как же тогда обозначаются остальные звуки? Для этого нам надо познакомиться со знаками изменения (АЛЬТЕРАЦИИ), их обозначениями и названиями.
- Таких знаков пять, запомните их пожалуйста:
ДИЕЗ - повышает ноту на полтона (на один лад)
БЕМОЛЬ - понижает ноту на полтона (на один лад)
ДУБЛЬ-ДИЕЗ (двойной диез) - повышает ноту на тон (на два лада)
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ (двойной бемоль) - понижает ноту на тон (на два лада)
БЕКАР - восстанавливает основное значение ноты (отменяет диез или бемоль, появившегося ранее).
Эти знаки альтерации ставятся перед нотами. Возьмем для примера звук на 1 ладу 3-ей струны "Соль". Его можно рассматривать двояко, т.е. как повышенное на полтона (соль-диез) или как пониженное на полтона (ля-бемоль). Таким образом, этот звук (как и все другие) можно записать двумя способами:

У вас наверное возник вопрос: если можно записать и так и эдак, как же тогда будет правильно? В каких конкретно случаях ставиться диез, а в каких бемоль, вы узнаете позже, в наших последующих уроках.
Знаки альтерации бывают ключевые (постоянные) и случайные. Рассмотрим сначала ключевые знаки (постоянные). Они так называются потому, что выставляются непосредственно после ключа и действуют в продолжение всей композиции на все соответствующие им ноты, во всех октавах, впредь до отмены.

Допустим, при ключе у нас си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль. Это значит, что на протяжении ВСЕЙ композиции или песни, ВСЕ эти ноты (СИ, МИ, ЛЯ) будут браться на полтона ниже (т.е. на лад меньше). Действует это правило до самого конца песни, ЕСЛИ только перед нотой (Си, Ми, Ля) не будет выставлен БЕКАР , который отменяет предыдущий бемоль до конца такта или до следующего знака изменения (альтерации) в этом такте.
Хочу обратить ваше внимание: знак БЕКАР НЕ ИЗМЕНЯЕТ ноту! То есть Ля-бекар и просто Ля - это одно и тоже!
Случайные знаки альтерации могут встречаться в любом месте такта, ставятся только перед нотами и действуют только на эти ноты; действие их ограничивается пределом своего такта, если только на той же линейке не встретится другой знак альтерации.
Длительность нот
До сих пор мы говорили только о высоте звуков и мы еще не говорили о том, как долго эти ноты должны звучать, другими словами о ДЛИТЕЛЬНОСТИ.
До этого момента, я использовал в примерах ноты, которые называются ЦЕЛЫМИ (обозначаются кружочком на нотоносце).
- Целая нота берется за ЕДИНИЦУ ДЛИТЕЛЬНОСТИ, которую можно дробить:
- 1) на две равные доли, четыре, восемь, шестнадцать, тридцать две, шестьдесят четыре;
- 2) на произвольное количество равных частей, например: на три, пять шесть, семь, девять и так далее.

Как вы заметили (если смотреть сверху вниз - от большего к меньшему), каждая следующая меньшая длительность превышает предыдущую большую (ударение на "о") ровно в 2 раза.
Следует заметить, что каждая нота имеет длительность ОНОСИТЕЛЬНУЮ: это значит, что целая нота в быстром произведении (ну, допустим, в "Полете шмеля") будет фактически короче, чем такая же целая нота в произведении с медленным темпом (какая нибудь медленная баллада), то есть все зависит от темпа исполнения произведения.
Прежде чем я приведу названия других нот, посмотрим, из чего состоит нота:

- Вот, теперь мы знаем обозначения всех нот:
Целая - обозначается кружочком.
Половинная - кружочек со штилем (вертикальной черточкой)
Четвертная - ЧЕРНЫЙ кружочек со штилем
Восьмая (восьмушка) - ЧЕРНЫЙ кружочек со штилем и ОДНИМ флажком
Шестнадцатая - ЧЕРНЫЙ кружочек со штилем и ДВУМЯ флажками
Тридцать вторая - ЧЕРНЫЙ кружочек со штилем и ТРЕМЯ флажками (встречается не так часто)
Шестьдесят четвертая - ЧЕРНЫЙ кружочек со штилем и ЧЕТЫРЬМЯ флажками (встречается не так часто)
Паузы
Как я уже говорил, разучивание нот похоже на разучивание букв и слов, поэтому в музыке, как и в речи, непрерывное течение звуков иногда временно прекращается. Получаемые при этом перерывы в звучании называются ПАУЗАМИ. Паузы - также как и звуки различаются по длительности; для обозначения пауз существуют следующие знаки:
ЦЕЛАЯ пауза, равная по длительности | ![]() |
целой ноте, пишется | ![]() |
ПОЛОВИННАЯ пауза, равная по длительности | ![]() |
половинной ноте, пишется | ![]() |
ЧЕТВЕРТЬ пауза, равная по длительности | ![]() |
четвертной ноте, пишется | ![]() |
ВОСЬМАЯ пауза, равная по длительности | ![]() |
восьмой ноте, пишется | ![]() |
ШЕСТНАДЦАТАЯ пауза, равная по длительности | ![]() |
шестнадцатой ноте, пишется | ![]() |
ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ пауза, равная по длительности | ![]() |
тридцатьвторой ноте, пишется | ![]() |
ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ пауза, равная по длительности | ![]() |
шестьдесятчетвертой ноте, пишется | ![]() |
Домашнее задание :)
Как обычно, поработайте самостоятельно над написанием нот, пауз и знаков альтерации, которые мы изучили в этом уроке. Попробуйте самостоятельно пройтись по каждому ладу всего грифу, начиная с первой струны и заканчивая шестой, при этом произнося вслух названия нот, которые вы берете.
Например: начинайте с первой струны и говорите вслух - "МИ", дальше прижимаете 1 струну на 1 ладу - "ФА", (учтите, что говорить надо не "МИ-диез, а "ФА"; не "СИ-диез, а "ДО" - это правило вы должны были освоить еще на первом занятии) далее прижимаете на 2 ладу - "ФА-диез", на 3 ладу - "СОЛЬ" и т.д.
Внимание! В следующем уроке мы познакомимся с важнейшими в музыке понятиями МЕТР, РАЗМЕР, СЧЕТ, без которых правильное чтение и запись нот просто невозможны!