С самого детства я считал "Nobody's Fools" лучшей пластинкой SLADE, а с течением лет мое убеждение в том, что это еще и один из лучших хард-роковых дисков 70-х, только укрепилось. Тем сильнее было недоумение и досада, когда я узнал, что большинство музыкальных критиков того времени, а равно и нынешних мастеров пера и музы называют это произведение чуть ли не самым слабым в дискографии группы за все годы ее существования. Эпитеты вроде "жуткий по звуку, испорченный рэгги, кантри и женскими подпевками…", "сбившиеся с пути SLADE в угоду коммерции наполнили аранжировки банджо, мандолинами и ходами а-ля EAGLES…", "попытки угодить всем и вся просто уничтожили этот альбом…" наполняли и наполняют подобные рецензии. А посему разговор о "Nobody's Fools" в рамках этой рубрики не покажется вам излишним.
Начнем с того, что к 1976-му у SLADE было всё: успех, деньги, репутация. Они шли на "ура" в теле- и радиошоу, а их выступления неизменно собирали полные залы и срывали самые лестные отзывы на страницах музыкальной прессы. В Британии, в Европе, везде, но только не в Америке. Там сыроватый и грязный хардешник "слэйдов", замешанный на глэм-роке, дичайший вулверхэмптонский "акцент" (странное слово для американцев по отношению к британцам, ведь язык-то все же кличется английским!) Нодди Холдера, безвкусные клоунские костюмы и вызывающее поведение не находили ни малейшего положительного отклика. Да что там - отклика как такового! Парни же (да и не они первые - вспомните хотя бы попытки GOLDEN EARRING покорить Штаты) мечтали об Америке, они хотели ее, они ее жаждали, и это не давало им спать. Это гнало их в дорогу…
"Слэйды" уехали в Нью-Йорк. Они были счастливы, они были по уши в предвкушении славы, и в… проблемах. Поскольку в США группа не имела ни единого хита, то попасть на ТВ в Америке SLADE не удалось (в те годы и MTV даже не было). Радиостанции отнеслись к заезжим чужакам настороженно: во-первых, песни этой команды были "неформатными" по местным меркам, слишком резкими и жутко несваримыми.Вот если бы они звучали как Джексон Браун! Ну, на худой конец - как EAGLES…
Наши бродяги попытались одолеть привередливую Америку в рукопашной схватке. Пожалуй, в те времена равных этой банде по интенсивности "живых" выступлений просто не было: они играли, как крэйзанутые маньяки. Но поскольку на радиоволнах вещи SLADE почти не звучали, то их уделом стали тесные залы с равнодушной и упертой аудиторией.
Плевать! "Слэйды" бросились в оголтелую атаку на американских меломанов, надеясь, что слухи о них постепенно пробьют брешь в стене непонимания и непризнания. Они стали завсегдатаями "разогрева" у KISS (на мой взгляд, очень бледной копии самих SLADE, в свое время "подзанявших" у британцев их ранний гитарный звучок, но отвергнувших "сомнительный" имидж), у ZZ TOP, даже у AEROSMITH, что было дичайшей несправедливостью и ошибкой со стороны менеджмента. Подумать только, ведь еще два года назад "аэросмиты" разогревали SLADE …
Независимо от того, как классно играли ребята, все попытки поставить американскую публику на уши провалились. Нодди не мог заставить упрямых янки кричать и топать вместе с группой, а его постоянные пререкания с самыми ярыми противниками SLADE на концертах только вредили репутации команды. Всё шло наперекосяк.
Единственным выходом в сложившейся ситуации был выпуск альбома. Поразить же Америку тем, что было столь популярно в родимой Европе и старушке Англии, было невозможно. Естественное решение об изменении звука и самой музыки казалось единственно верным. В конце концов, то должна была быть всего лишь оболочка, а писать настоящие песни "слэйды" умели, да еще как! И потом, ребята в то время не признавали своих ошибок. Такова была "государственная политика" внутри банды.
Итак, при записи "Nobody's Fools" Ли, Холдер, Хилл и Пауэлл должны были учитывать требования к хитам, принимавшимся для прокрутки на американском радио (яркие мелодии, красивые соло, короткие вещи). Впрочем, любитель SLADE может упрекнуть меня совершенно верным замечанием - песни SLADE всегда были яркими и мелодичными. Я не обижусь. Поскольку дело было однажды в Америке, то решено было добавить в традиционно британский рок америанизированные бэк-вокалы в стилистике соул и модный тогда рэгги, чуток смягчить звук, сделав его менее резким и "гаражным". Что, тем не менее, не отразилось на общей тяжести диска.
То был рискованный шаг, грозивший потерей определенного числа поклонников "дикой" стороны группы на родине. Об этом тогда не думали. "Nobody's Fools" вышел в 1976 и провалился в США по всем направлениям. Не стал он сенсацией и в Британии. Большинство фанатов группы всё же стерпели "отход" SLADE от собственных канонов (весьма мифический, на мой взгляд), но только лишь благодаря тому, что качество самих композиций альбома было суперным.
Прежде чем перейти к самому "Nobody's Fools", позволю себе чуток критикануть 70-е, с их (с одной стороны) необъятностью кругозора и их (с другой стороны) узколобостью мысли, не разглядевшей в странной музыкальной мешанине, называвшейся "Nobody's Fools", гениальности ее творцов, умудрившихся не только сохранить собственное лицо (что бы там не говорили, это SLADE, черт возьми!), но создать нечто неповторимое и (простите мне вольности!) прогрессивное. Нет, не в плане жанра, но в плане развития самой музыки, ее обогащения за счет необходимости. Зажатая в рамки обстоятельств, группа умудрилась извлечь всё положительное из самого отрицательного.
Итак, первая же вещь - "Nobody's Fools" - истинный SLADE: топочущий задорный ритм, яростный наглый хрипляк Холдера, брякающее фоно, звонкая гитара в духе ранних песен группы. Но уже здесь чувствуется - соло стали более плавными, а сам саунд скругленным, не таким краеугольным, как, скажем, в "Slayed?" или "Old New Borrowed And Blue", но таким же тяжелым. "Do The Dirty" - грубоватый рок с издевательскими интонациями и фанковым ритмом, а крикливая "Let's Call It Quits" - чуть ли не самая крикливая в истории группы. "Pack Up Your Troubles" и "I'm A Talker" наполнены отличным акустическим драйвом, и уже если сравнивать это с вещами EAGLES, то Eagles этот чересчур жесткий, а элементы кантри-рока в нем отнюдь не доминируют. Зато какие здесь заводные мелодии и ослепительный юмор в каждой ноте, в каждой интонации голоса и всех инструментов! "In For A Penny" - одна из любимейших мною песен Slade, ритмичная баллада, великолепный мотив и офигительное соло вполне в духе "Look At Last Nite" и "Coz I Luv You". Кстати, отвлекаясь, надо сказать, что Дэйв Хилл - вообще прекрасный гитарист и "солообразователь" - лаконичный и в меру изобретательный. Брутальная (в буквальном смысле) "Get On Up" основана на жесточайшем риффе и прямолинейна, словно ранние боевики команды. "L.A. Jinx" и "Did Your Mama Ever Tell Your" - настоящие комиксы в музыке (а во второй и прячется тот самый пресловутый рэггей), а "All The World Is A Stage" - настоящий гимн ("Весь мир театр, и люди в нем - актеры…"), который можно спокойно поставить в один ряд с "Merry Xmas Everybody", "Know Who You Are" или "Everyday". По богатству жанров, по театральности действия и настроения "Nobody's Fools" близок к знаменитому "A Night At The Opera" QUEEN: то же шутовство и маскарадность, балаганность и опереточность.
А "расколоть" Америку SLADE так и не удалось. Большая американская мечта оказалась большой американской иллюзией, лопнувшей словно баббл-гам. Публика так и не въехала в то, чем их пытались убедить упертые англичане. Публика проспала отличный альбом и прекрасную группу. Публика была не настроена… Вернувшись домой, SLADE, к своему изумлению, обнаружили, что там ничего не изменилось - их любили, ждали, в них верили. Первый же диск, записанный ребятами по возвращении, "Whatever Happened To Slade", стал чуть ли не самым жестким в их дискографии, а одновременно - попыткой доказать, что они не изменили себе. Хотя, думаю, в таком доказательстве никто и не нуждался….