Ритм, метр, сильные и слабые доли, такт, размер.
Слушая музыку, мы почти всегда можем прохлопать или протопать ей в такт
(на концерте любимой группы еще и потрясти головой). Совершая эти
действия мы, сами того не замечая, отсчитываем равные доли, к примеру:
РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два - три-четыре; или: РАЗ-два-три,
РАЗ-два-три. При этом на «РАЗ» приходится акцент, обозначаемый - >.
Акцент, в этом случае, называется сильной долей. Остальные доли - слабые. Неизменное чередование сильных и слабых долей, образует метр- пульс любой музыки. В современной музыке длительность доли соответствует четвертной ноте (четверти)- Таким образом, метр может быть записан: Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Такты разделяются тактовыми чертами: Количество долей, и их длительность определяет размер такта и, в большинстве случаев, всего произведения. Размер записывается дробью в начале произведения:
Это самый распространенный в современной музыке размер - «четыре
четверти». Большинство примеров в этой школе, написаны в нем.
Чаще всего, музыканты отстукивают метр ступней, причем на 1 и 3 доли
«играет» пятка, а на 2 и 4- носок. Потренируйтесь отсчитывать метр,
таким образом, мы еще вернемся к этому.
Помимо чередования сильных и слабых долей, в музыке происходит
непрерывное чередование звуков различной длительности, называемое ритмом. Вы уже знаете основные виды деления длительностей в музыке: (подробнее см. «Нотное письмо»). Помимо них существуют особые: 1. Триоль - ритмическая фигура, в которой основная длительность чаще всего четверть) делится на три равные части: Таким образом, каждая нота триоли короче восьмой, но длиннее шестнадцатой. Реже встречается четвертная триоль, в ней делится на три части половинная нота: 2. Секстоль - длительность делится на шесть частей: Остальные виды встречаются в популярной музыке значительно реже. Отдельно от высоты нот, ритм может быть записан в виде ритмического рисунка: Предлагаю
проделать следующее упражнение: медленно отстукивайте ногой метр в
размере 4/4 (пятка-носок), а руками хлопайте ритмический рисунок: Помните,
с окончанием такта музыка не прекращается, метр идет непрерывно, нога
работает постоянно (барабанщик потом подстраиваться не будет). Не
делайте пауз между тактами - расстояние между последней долей такта и
первой долей следующего равно расстоянию между долями внутри такта.
Старайтесь точно «попадать» хлопками в метр (ногу). Вот еще несколько примеров, сначала попробуйте их простучать, потом прослушайте звуковые файлы: Придумайте свои рисунки и поработайте над ними тоже. Поначалу
все это может показаться несколько сложным, но впоследствии вы сможете
свободно считывать ритмику прямо «с листа». Имейте в виду, что иногда
партия гитары записывается в виде ритмического рисунка, с указанием
аккордов (партия ритм-гитары в оркестре или ансамбле), поэтому для
будущего гитариста-профессионала это вдвойне полезно.
|