Скоростные пассажи
Скоростными пассажами начинающие гитаристы стремятся овладеть в первую
очередь. Все считают, что играть быстро это круто, и, в принципе, это
действительно так (не будем кривить душой). В тоже время рок-гитара -
это не только пассажи, чтобы стать профессиональным музыкантом
необходимо так же заниматься фразировкой, ритмикой, звукоизвлечением,
теорией, сольфеджио, не говоря уже о такой глыбе, как ритм-гитара
(ей-то как раз в первую очередь!) Но все хотят научиться играть быстро,
поэтому обойти эту тему вниманием мы просто не имеем права.
Итак, пассажи: в первую очередь вы должны знать следующее - подавляющее
большинство пассажей играются либо 16-ми нотами, либо секстолями:
Первая группа создает виртуозное ощущение в быстрых темпах, вторая в
умеренных. В балладах виртуозный эффект создают 32-е ноты, то есть те
же 16-е, но в два раза быстрей. Сочиняя соло или импровизируя, вы, в
зависимости от темпа композиции, можете использовать либо пассажи из
первой группы, либо из второй. Несколько слов о том, как работать над пассажами: Разучивайте
их в медленном темпе, не торопитесь. Быстрая бесконтрольная игра -
вредная привычка, от которой трудно избавиться. Соблюдайте указанную
пальцовку и штрих медиатора.
Не напрягайте руки и все тело. Это непросто, но зажатыми руками быстро
вы не сыграете, за то, наживете кучу проблем со здоровьем (это не
шутка!) Контролируйте
дыхание: во время быстрой игры есть тенденция к его задержке. Вместо
этого перед пассажем наберите в грудь воздух и медленно его выпускайте,
играя пассаж. Следите
за тем, чтобы ноты игрались с одинаковой громкостью и длительностью,
как «горошины». В пассажах с пулами и хамерами ноты, взятые медиатором,
не должны быть громче остальных.
Отрабатывайте сложные места в пассаже отдельно. Играйте пассажи в
обратных направлениях, то есть восходящий - вниз, нисходящий - вверх,
соблюдая ту же пальцовку и штрих медиатора. Обязательно играйте пассажи
под метроном. Пассаж только тогда возможно применить, когда он сыгран
ритмично. Отрабатывайте пассаж по схеме ритм-соло (см. фразировка).
Переносите выученные пассажи в другие тональности. Поняв
принцип, по которому строится тот или иной пассаж, попробуйте изменить
в нем ноты. Например, гаммообразный пассаж по 3 ноты на струне изменить
на пентатонический с проходящими нотами или наоборот.
Бывает так, что, занимаясь техникой, вы чувствуете, что дошли до
предела и выше скорость уже не растет. Конечно, есть и объективные
причины - возможно, вы не так давно начали учиться играть на гитаре и
пальцы просто пока не готовы. Но все же, как повысить скорость игры
помимо «пиления» одних и тех же упражнений и пассажей? Вот несколько
советов, касающихся в первую очередь переменного звукоизвлечения: 1.
Поработайте над тремоло (переменное звукоизвлечение на одной ноте)
причем на разных струнах. После этого, выучив и проиграв в темпе пассаж
левой рукой, наложите на него тремоло. Не думайте о каждой ноте,
переходите медиатором со струны на струну только приблизительно к тому,
как это нужно. Возможно звучать будет грязно, но ваша обычная
медиаторная техника (когда вы играете, думая о каждой ноте) улучшится. 2.
Попробуйте играть пассажи и упражнения следующим образом: извлеките
первую ноту (ударом медиатора вниз), теперь не извлекая вторую (ударом
вверх) одновременно поставьте палец левой руки на нужный лад и
прислоните медиатор к струне снизу, после этого извлеките вторую ноту,
таким же образом сыграйте третью (медиатор будет уже сверху) и т. д. 3.
Прибавляйте по одному звуку: сначала свяжите две первые ноты и сыграйте
их на максимальной скорости, потом добавьте к ним третью, потом
четвертую и т. д. А
теперь давайте, наконец, познакомимся с пассажами. Для удобства все они
выписаны в тональности А. В них специально не используются широкие
растяжки и прочие сложные элементы, они максимально удобны как для
левой, так и для правой руки. Пассажи 16-ми: Пассаж 1:
Пассаж строится на трелях в Аm пентатонике по одной струне проходящих
через все 5 боксов. Движение по одной струне вообще очень естественно
для гитары. Медиатором берется только первая нота, остальные играются
хамерами и пулами. Обратите внимание на слайд 1 пальцем Пассаж 2:
Идея с трелями реализуется на всех струнах. Движение происходит по 5, 1
и 2 боксам Am пентатоники вот в такой «диагональной» аппликатуре: Пассаж 3: Простая, но эффектная секвенция в первом боксе минорной пентатоники: Эффект смещения достигается за счет нестандартного шага секвенции из шести 16-х. Такого рода пассажи использует Zakk Wylde: Пассаж 4: Еще одна восходящая секвенция в первом боксе пентатоники. Шаг секвенции - две группы 16-х. Пассаж 5: А в этом пассаже в пентатонику добавлены проходящие ноты, таким образом на каждой струне мы имеем по 3 звука. Пассаж 6: Если смешать два предыдущих пассажа в один и «наложить» его на «диагональную» аппликатуру с использованием проходящих нот: Получим следующий пассаж: А теперь мы переходим к следующей группе: Пассажи секстолями: Перейдем в тональность С мажор (параллельную Am). Будет использоваться следующая аппликатура по три ноты на струне: Вот несколько пассажей- секвенций переменным штрихом из арсенала Paul Gilbert: Пассаж 7: Пассаж 8: Пассаж 9: Пассаж 10: Переходим в тональность Am. В этом пассаже используется повторяющаяся аппликатура на паре струн: В восходящем движении: В нисходящем: После
того как вы освоили эти пассажи, попробуйте наложить их на уже
изученную нами «диагональную» аппликатуру пентатоники с проходящими
нотами (по три ноты на струне). Пассаж 11: Возвращаемся в I бокс Am пентатоники. Еще одна фраза Paul Gilbert: Пассаж 12: Этот пассаж похож на уже изученный нами Пассаж 4, сыгранный секстолями вместо 16-х и переменным штрихом. Попробуйте придумать свои пассажи на основе всех этих аппликатур.
Источник: http://magicplay.ru/page.php?49 |