Steve Vai и Yngwie Malmsteen
Источник материала: японский журнал "Young Guitar", январь 2000
Перевод: Виктор Глейм
Стив Вай (Steve Vai) прибыл на встречу на 45 минут позже. Когда же Стив
пришел, Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) вручил ему копию диска
"Alchemy".
Vai: Класс, обложка великолепна. Мне также понравилась обложка "The
Seventh Sign".
Yngwie: Ты это серьезно?
Vai: Что, она тебе не нравится? Я сказал, что она великолепна.
Yngwie: А я подумал, что ты плохо пошутил. Но все равно, спасибо тебе.
Vai: Я помню, как встретил тебя впервые. Это было на чей-то дневной
вечеринке. Я подумал тогда, - "Это он! Этот парень написал все эти песни,
которые я играю для практики!!!" Я хочу, чтобы ты послушал пленку того
первого моего концерта - сразу после того, как ты ушел из Alcatrazz и я
вступил в состав. Люди еще не знали, что ты ушел, поэтому когда я вышел на
сцену, толпа кричала твое имя!!! Кто-то прислал мне эту запись и было
забавно слушать, как толпа гудя высказывала свое неудовольствие, когда на
сцене появился я. Это горько вспоминать.
Yngwie: Я смотрел видео и то, что ты вытворял в Японии. Это было хорошо.
У меня был серьезный спор с Боннетом (Graham Bonnet)...
Vai: ...но группе приходилось играть вдвое больше из-за контракта.
Young Guitar: Так вы хотели играть как Ингви в то время?
Vai: Нет. Невозможно играть как он, особенно тогда. Имя Ингви было
распространено как имя последнего гитарного героя, потому как никто не
играл ничего схожего. Я слышал нечто подобное до того как вступил в
Alcatrazz, и это смогло бы удивить любого, если кто-нибудь сотворил на
гитаре что-то в таком роде.
Yngwie: То, что я играл в Alcatrazz было на самом деле достаточно
элементарно.
Vai: Я не мог вникнуть в некоторые части песен, но когда приходило время
соло, я играл что-то свое.
Yngwie: Для этого и существует соло! Чтобы играть что-то свое. Знаешь ли
ты, зачем я вступил в Alcatrazz? Когда я был в Швеции, я хотел стать
композитором, так я основал Rising Force. Потом была группа Steeler: худшая
группа когда-либо существовавшая, но это был первый шаг, чтобы добраться до
Штатов. После этого я получил предложения вступить в UFO и Dio. Когда я
пришел на пробу к Alcatrazz, я узнал есть ли у них песни, они сказали, -
"ни одной". Когда же я спросил какие у них есть идеи, то они ответили мне,
- "никаких". Это был мой шанс, шанс стать композитором в этой группе.
Vai: Так ты мог писать свободно.
Yngwie: Другие члены группы ничего не говорили, они просто играли. В
этом причина того, что их два альбома настолько различны. Когда я услышал
второй альбом, я сказал, - "Это не Alcatrazz, это Стив с первой по десятую
песню".
Vai: ...то же было с Ингви, когда он был с ними. У них не было идей, но
они имели соглашение, которого мы были лишены.
Yngwie: Игра Стива очень характерна. Существует множество
квалифицированных гитаристов, но только немногие способны представить свой
стиль как визитную карточку. Вы можете распознать Стива за одну секунду. Я
горжусь тем, что имею свой собственный стиль. Аллан Холдсворф (Allan
Holdsworth) также имеет характерный для него стиль. Давным-давно Дженс
(Jens Johansson) взял меня с собой в маленький клуб в Нью Йорке, чтобы
показать его. Я снимал перед ним шляпу.
Young Guitar: В каком направлении, как вы думаете, будет двигаться
музыка в будущем?
Yngwie: Ну, мы лично не будет сбавлять обороты. И люди должны учиться
играть качественно, или, по крайней мере, им следует стараться. В
девяностых годах рок развалился. Но я играю на гитаре уже тридцать лет. В
течении этого времени диско и панк становились популярными. Я думаю это
было ужасно слушать такие вещи, но это еще ничего по сравнению с тем, что
появилось в начале девяностых. Я не мог слушать песни вроде - [поет песню
Бэкка] "I'm a loser baby, so why don't you kill me"!
Vai: Гитаристы вроде Ингви концентрировались на гитаре с самого раннего
детства. Тогда не было видео игр, не было интернета, никакого видео, когда
мы были молоды. Это все искушение для детей. В наш век не было ничего
подобного, так что мы погружались в игру на гитаре со всей страстью и
рвением. Ничто не могло остановить нас!
Yngwie: Вот почему мы могли развивать мастерство, дабы познать себя. Я
отвечаю каждую неделю на груду вопросов по электронной почте, поступающих
из моего фан клуба. Вопросы все время об оборудовании - о медиаторах,
струнах, педалях, которые я использую. "Young Guitar" тоже верен в первую
очередь оборудованию! [смеется] Это не плохо, но проблема в том, что люди
ищут легкие пути. Но здесь нет легких путей!
Young Guitar: В тот момент, когда вы впервые появились на публике, в вас
уже было что-то характерное как у гитаристов. Осознали ли вы, что создали
свое собственное звучание, когда были молоды?
Yngwie: Что касается меня, так корни моего стиля зародились задолго до
того, как я выпустил первый альбом.
Vai: Другими словами, тогда было уже вполне очевидно, что тебе нравится.
В молодости я просто играл свою любимую музыку, что помогло выработать и
развить свой собственный стиль. Я слушал Хэндрикса (Hendrix) и Пейджа
(Page), но в то же время я слушал и другую музыку вроде Стравинского
(Stravinsky) и Бернштейна (Bernstein), и конечно же Фрэнка Заппу (Frank
Zappa). Вот почему моя игра имеет необычную окраску. С другой стороны, игра
Ингви напоминает мне музыку Паганини (Paganini) и Баракуе (Baraque).
Yngwie: Баха (Bach) и Вивальди (Vivaldi)...
Vai: Каждый был потрясен, когда Ингви появился на большой сцене, потому
что до него не было никого, кто был бы подвержен такому влиянию классики.
Uli (Джон Ули Рот) и Richie Blackmore (Ричи Блэкмор) имели такие качества до
некоторой степени. Но Ингви сделал больше, чем кто-либо другой до него. Это
было нечто шокирующее!
Yngwie: Да... Я не знаю как это объяснить, но некоторые люди, играющие на
профессиональном уровне, не знают в каком направлении им следует двигаться.
Многие люди говорят так: "Давай попробуем вот это. Если это не пройдет,
тогда мы попробуем другое" или "Вот так круто? Давай делать так".
Vai: Тебе стоит это повторить.
Разговор переключился в сторону самых влиятельных гитаристов двадцатого
века:
Yngwie: Джими Хэндрикс (Jimi Hendrix) одна из важнейших персон.
Vai: Я играл "Purple Haze" и "Star-spangled Banner" на теннисной ракетке
перед зеркалом.
Yngwie: Я получил гитару в пять лет, но я ненавидел ее звук. Намного
забавнее было играть на пианино, так как это было проще. Можно кинуть кошку
на пианино и все равно получится хорошее звучание.
Young Guitar: Вы считаете, что музыка Джими будет оценена по достоинству
современными гитаристами?
Vai: Я думаю многие из прогрессивных гитаристов находят его игру
потрясающей. Но ощущают ли нынешние молодые люди то же влияние, которое
действовало на нас в молодом возрасте?
Yngwie: Они думают, - "Ух ты, это круто слушать Limp Bizkit". Это клево,
поэтому они носят носки на голове и играют на расстроенных инструментах. Я
не люблю дурно отзываться о других, но сравнивая уровень Хэндрикса и
нынешнего среднестатистического гитариста, последний кажется ниже классом.
Vai: Я согласен. Мы имеем уникальный талант, который зависит от
изменения тенденций в музыке. Это подобно кошмару, беспокоящему тебя о
результате каждый раз, как выходит твой новый сингл.
Yngwie: Если ты продал 10 миллионов копий своего первого альбома и стал
номером один, ты будешь считать, что провалился, продав 6 миллионов в
следующий раз. Шесть миллионов! Это результат, проводящий без сомнения в
трепет!
Vai: Музыка, которую мы играем, это лишь малая часть музыкального рынка
по сравнению с обыденной. Мы счастливчики, раз у нас есть малая, но верная
нам аудитория последователей, так что мы можем двигаться в вольном нам
направлении и дальше.
Yngwie: Мы просто играем музыку, в которую верим и любим. Мы очень
счастливы в этом смысле.
Vai: Может существовать много техничных гитаристов, но этого не
достаточно. Я слушаю пленки, записанные различными гитаристами: большинство
из которых копии Ингви, или записи гитаристов, которые хотят быть Сатриани
(Satriani) или Стиви (SRV). Если вы гитарист начального уровня, это ничего.
Но немногие достигают уровня оригинальности, начиная так.
Yngwie: Если ты практикуешь записывание своей игры, то можешь записаться
с огромной скоростью. Но это не значит, что ты сможешь потом написать
хорошую пьесу, основываясь на этом. Мы говорим об этих суровых вещах, но
сцена совсем недавно была не такой плохой. Правда всегда найдутся люди,
делающие что-то интересное с музыкальной точки зрения.
Young Guitar: Вы говорите о звуке?
Vai: Да. Я видел Offspring. Они имеют репутацию поп группы, не так ли?
Другими словами, ты не можешь рассчитывать услышать от них великолепную
гитарную игру. Но я был по-настоящему удивлен их гитарному звуку - он очень
громкий. Они не играют ничего особенного, но это динамично. После концерта
я встретился с одним из гитаристов, он сказал мне, что любит мою музыку и
что у него есть мои альбомы! Но то, что он играет совсем мне не по душе.
Также я встречался с группой Korn, это было в другой день, - с Монки
(Monky) и Хэдом (Head).
Yngwie: Что?
Vai: Их гитарные имена! Монки и Хэд. Они играют на семиструнных гитарах,
настроенных в ля, со струнами .072 калибра. Когда я попросил их поджемовать
вместе, они сказали, что не знают как. Они не могут джэмовать и не знают ни
одного музыкального лада. Но когда они стали играть это было здорово.. или,
давай скажем, это было интересно. Это не был Ингви, Стиви Рей или Джими.
Yngwie: У меня был похожий случай, что и у тебя. Я ездил в Европу две
недели назад для раскрутки. Я побывал в прямом эфире на телешоу "Cafe
Opera". Там было другая группа под названием "Foo Fighters". Их настолько
впечатлила Nirvana, что ли? Итак, они отличны от меня. Но я чувствовал
некую конкуренцию между нами. Хотя в перерыве они подошли ко мне и один из
них сказал, - "Ингви! У меня есть твои альбомы и я видел, когда ты выступал
в Сакраменто". Я чувствовал себя нехорошо и думал про себя, - "Где схожесть
моей музыки и их?", и они закончили, сказав, - "Мы худшие!". Я засмеялся.
Young Guitar: Возможно они были вдохновлены Вашей и Стива
нерешительностью, но знали, что не могут дотянуть до вашего технического
уровня, потому они выражали себя в другой манере?
Yngwie: Да: возможно. Несколько лет назад я был в Стокгольме и зашел в
бар, там был Джин Симмонс (Gene Simmons) за стойкой. Я сказал, - "Я только
что вернулся из Праги, где записывался с оркестром", тогда он ответил, -
"Да, ты можешь делать такие вещи, поскольку ты играешь прилично. Мы же не
играем - мы просто зашибаем бабки"!
Разговор перешел в сторону обсуждения надежд, связанных с новым веком:
Yngwie: Могу я тебе сказать кое-что? Меня замучили все эти штуки,
связанные с новым тысячелетием.
Vai: Я только надеюсь как бы компьютеры не поломались. Вы знаете, Ингви
дал мне много вдохновения. Это не просто комплемент. Если он будет
продолжать в том же духе, он станет одним из тех парней, имя которых
остается в истории. Я имею все его альбомы в коллекции и я слушаю их.
Yngwie: Они настоящее искусство, но иногда они ужасны.
Vai: Нет, все из твоих альбомов являются искусством. Хорошим или плохим
не имеет особого значения. Ты играешь отличную мелодичную музыку. Многие
играющие музыканты не имеют этого. Многие из них считают, что они делают
классные вещи, но музыка Ингви хорошо сбалансирована. И я очень ценю
альбом, где ты играешь с оркестром. После его прослушивания я захотел
послушать что-нибудь энергичное вроде "Rising Force". Каждая песня,
созданная тобой, имеет все эти качества. Когда я впервые сказал тебе это,
ты ответил, - "Совершенна только Мона Лиза".
Yngwie: Я это сказал?
Vai: О да! Это ты мощно сказанул!
Young Guitar: Как ваш поклонник, я бы хотел услышать как вы играете вместе.
Yngwie: Я могу это сделать как только Стив будет готов.
Vai: Мир мал и все мы в одной лодке! Полагаю, что это произойдет очень
скоро.
Yngwie: Это можно сделать в виде альбома, турне или как-нибудь иначе. В
любое время как будет удобно.
|