Последний альбом Стива Вая "Alien Love Secrets" знаменует
собой возврат к гитарному инструменталу, принесшему одной из предыдущих
работ гитариста - "Passion And Warfare" - статус "золота". Пока на
музыкальной сцене господствует гранж, виртуозное исполнение вряд ли
будет в моде. Однако альбом "Alien Love Secrets" лишний раз доказывает
(если, конечно, требуются доказательства), что прочувствованная и
искренняя музыка - явление вневременное.
Вай - давнишний поклонник Джими Хендрикса. И неудивительно, что
влияние Хендрикса отчетливо прослеживается в его новой пластинке.
- Расскажите, как на Вас повлиял Джими?
- Послушайте его вещь "Little Wing" - и все станет понятно!
Хендриксовское сочетание соло и аккордовой техники действительно
уникально. Манерой игры Джими я увлекся, когда был значительно моложе:
слушал, "снимал"... Как, например, "Castle Made Of Sand" или "One Rainy
Wish".
К сожалению, для большинства Хендрикс запомнился своими неистовыми
"фидбэками", игрой зубами и другими эффектными трюками.
...Да, он чрезвычайно сильно повлиял на меня.
- Как-то Адриан Белью сказал, что аккордово-мелодическая манера игры Хендрикса - нечто утраченное.
- Да, он прав. А кто играет так сегодня? Это требует максимум
самоотдачи. Необходимо быть очень музыканьным, иметь тягу. В конце
концов, любить свой инструмент.
Есть ли, черт возьми, подобное "Little Wing" в наши дни? Вы не
догадываетесь о чем я? Никто не может раскрыться с такой силой. Но
будьте уверены, однажды появится тот, кто обретет любовь и страсть. И
даст импульс многим. И будет новое помешательство. Таков закон
мироздания.
- Почему на песне "The Boy From Seattle" (дань уважения
Хендриксу, написана под влиянием "Wait Untill Tomorrow") Вы перестроили
гитару? Потому что Хендрикс играл на полтона ниже?
- Просто взял гитару. Она была настроена ниже. Когда начал играть,
понял - самое то. Потому решил оставить все как есть, и записать. Как
видите, получилось спонтанно, без видимых предпосылок. Мне понравилось
как звучит в "ре".
- Много ли времени заняла работа над композицией?
- Безусловно! Я работал от фрагмента к фрагменту, шлифуя каждый из
них. Потом связал в единое целое. В работе было много забавного - эти
чудесные ощущения... Вы понимаете? Полная свобода! Но, чтобы ее
получить, надо действительно хорошо поработать.
- На каком инструменте была исполнена "The Boy From Seattle"?
- На "Страте", единственном "неибанезе" на записи. Поскольку песня -
посвящение Хендриксу, я хотел добиться идентичного хендриксовского
звука. А лучший способ сделать это - использовать "Страт". Перепробовал
множество гитар и, в конце концов, остановился на дешевом "японце",
который звучал лучше всех (смеется).
- Начало песни "Tender Surrender" (с того же "Alien Love Secret"), где Вы играете октавами, напоминает...
- ...Уэса Монтгомери?
- Да, хотя подумал о другом - об инструментале "Villanova
Junction Blues", который Джими исполнил в конце своего выступления на
Вудстоке.
Да, да. Очень похоже!
- Значит это получилось умышленно?
- Скорее, подсознательно. "Tender Surrender", на мой взгляд, - нечто
среднее между вещью Джими, "Europe" Сантаны и "Call It Sleep" (c
альбома Вая 1984-го года "Flex-able"). Я не претендую на оригинальность!
- Вашим вкладом в альбом-посвящение Хендриксу была кавер-версия "Bold As Love"...
- Да. Это грандиозно. Эдди Крамер "сводил" альбом - "The Symphonic
Music Of Jimi Hendrix" (действительное же название пластинки "In From
The Storm"). Все кавер-версии записаны разными артистами. А Эдди
добавил в звучание симфонический оркестр.
Мне всегда нравилась "Axis" - моя любимая песня Хендрикса. В 17 лет даже сделал себе такую татуировку на руке.
Записывался я с Бобом Дейзли на басу и Тони Уильямсом за барабанами.
Аранжировку оставили оригинальную, хендриксовскую. Правда, кое-где от
себя немного добавил (смеется).
- Как Вы думаете, что удалось бы сделать Хендриксу, не случись того трагического события?
- Вероятно, он продолжил б свои эксперименты на грани мистического.
Если бы, конечно, не наркотики... Может быть, начал бы
экпериментировать с CD-ROM или чем-нибудь еще. Сложно сказать... Ведь
он зарекомендовал себя в первую очередь, как блюзовый исполнитель.
Смерть Хендрикса - это его жребий. И, как мне кажется, он и не собирался идти судьбе наперекор.
Статья перепечатана из журнала "UniVibes" август 1995
перевод Андрея Гончарова, agoncharoff@yahoo.com