Эксклюзивное интервью с легендарным гитаристом
by Jorgen Holmstedt
Последний альбом Гэри Мура "A Different Beat" [1999 г.] ("Другой ритм")
представляет из себя смесь современных ритмов и блюза. Это не совсем
то, чего от него ожидали фаны, но гитарист-ветеран поясняет: "Здесь я
снова экспериментирую с ирландской музыкой, как и на альбоме "Wild
Frontier", пытаясь "поженить" два уже существующих стиля и создать
нечто новое".
Q: Можно ли сказать, что "A Different Beat" такой
же, как и ваш последний альбом "Dark Days In Paradise", но идущий на
шаг или два дальше? Gary: Да, что касается партии ударных и некоторых
эффектов наложения, которые я использовал на "Dark Days In Paradise".
На этот раз я просто углубил их. Это можно отнести и к танцевальным
ритмам, с которыми я тоже начал экспериментировать на последнем
альбоме. Тем не менее, этот альбом достаточно отличен от предыдущего
хотя бы тем, что в основе его лежат "сырые" блюзовые мотивы с гитарными
проигрышами, а не попсовые песенки. Q: Но также, как и на "Dark Days In Paradise" вы отказались от длинных гитарных соло.
Gary: Ну не совсем так, и на этом альбоме есть
длинные соло. Например, на "Lost In Your Love" и на "Surrender". На
этом альбоме гитара звучит больше, чем на предыдущем. Q: Но тем не менее вы уже не так эксплуатируете
гитару, как раньше. Вам слушатели не говорили, что скучают по игре
прежнего Гэри Мура? Gary: Нет, когда я даю живые концерты, никто не
уходит из зала из-за недостаточности гитарных звуков, потому что я
сейчас играю так же, как и раньше. Q: Знаете, я спросил об этом, вспомнив, что
перед турне, посвященном альбому "Dark Days In Paradise", вы заявили,
что "на этот раз я постараюсь почаще молчать, чтобы дать высказаться
другим", но во время турне вы как всегда играли много.
Gary: А, вот вы о чем. К сожалению, тогда мне так и
не удалось закрыть свой рот (смеется). В новом турне я стараюсь играть
немного по-другому. Так, исполняя блюзовые композиции, я концентрируюсь
больше на традиционных блюзовых фразировках, что, в общем-то, я всегда
и делал на протяжение многих лет. Q: Мне кажется, когда вы выходите на сцену, то не можете удержаться сыграть и роковые композиции, причем с невероятной энергией.
Gary: Да, есть такой грешок. Потому что на сцене
чувствуешь себя иначе, чем в студии. Иногда возбуждение аудитории так
тебя захватывает, что ты становишься чуть ли не сумашедшим. Но я всегда
так выступал, даже будучи ребенком, я старался выдавать все на 150
процентов. Q: На альбоме "Dark Days In Paradise" вы почти
не играли на своей знаменитой гитаре Gibson Les Paul `59, которую вам
подарил ваш ментор Питер Грин, а на этом диске я ее слышу по крайней
мере на балладе "Surrender". Gary: Да, на ней, если вспомнить навскидку, я
исполняю "Surrender", "We Want Love" и "Lost In Your Love". На этом
альбоме я использовал несколько необычных гитар. Первая - ее вы можете
слышать на заглавном треке "Go On Home" - баритон-гитара Джери Джонса
(Jerry Jones), которая строится под Ля. У нее большой длинный гриф, и
из-за этого она похожа на нечто среднее между гитарой и контрабасом. Я
использовал ее в начале песни, а для исполнения глиссирующего соло
выбрал гитару с безладовым грифом, на которой раньше никогда не играл.
Это - французский Vigier с металлической грифовой накладкой. Оказалось,
что научиться играть на ней очень легко. Q: Недавно вы заявили насчет будущего: "Я
собираюсь снова больше сконцентрироваться на блюзе и исполнять его, не
отступая от сложившихся традиций, которые я в последнее время иногда
нарушал". Но в то же время об альбоме "Blues For Greeny" вы отзывались
как о первом вашем истинно блюзовом альбоме. Gary: Да, действительно. Но дело в том, что там не
моя музыка, а Питера Грина. Когда я начал работать над альбомом "Still
Got the Blues", он звучал в формате, похожем на "Blues For Greeny" -
был сдержанным и не очень шумным. Но ближе к завершению он стал больше
походить на роковый альбом с непропорциональными музыкальными
излишествами, а когда выехали с ним в турне, то и вовсе зазвучал как
рок-н-ролльный. Поэтому когда я начал делать "Blues for Greeny", я
попытался вернуться назад и начать все заново. Однако если бы я стал
записывать альбом со своими собственными песнями, он не был бы похож на
"Blues For Greeny" и в то же время он не был бы ориентирован на
рок-музыку, как "Still Got The Blues". Альбом с песнями самого Гэри
Мура, чисто блюзовый альбом, я еще не записал, но очень хотел бы
сделать это. Q: И это входит в ваши ближайшие планы?
Gary: А почему бы нет. В последнее время меня все
больше и больше тянет к старым блюзам, и это заметно в моих
выступлениях на сцене. Так, во время серии европейских фестивалей этим
летом мы играли в основном блюз и не исполнили ни одной новой вещи. Для
нового тура я готовлю новый материал, но он тоже ограничивается
блюзовыми композициями. Последние мои выступления в туре 1997 года,
посвященном альбому "Dark Days in Paradise", были более роковыми, но я
стараюсь каждый раз избежать этого, иначе я начинаю повторять самого
себя.
Q: Когда вы выпустили альбомы "Still Got The
Blues" и "After Hours", зазвучали критические отзывы со стороны
любителей старого блюза. Они утверждали, что эта музыка - не настоящий
блюз, а вы почувствовали себя непонятым. То же произошло и с "Dark Days
In Paradise", когда послышались возгласы, что танцевальная музыка не
для Гэри Мура. Как сейчас вы к этому относитесь, нет ли ощущения, что
вас опять не понимают? Gary: Да, иногда бывает, но дело не в том, как люди
называют мою музыку: в конце выступления им или нравится то, что я
делаю, или нет. Теперь я понимаю, почему было такое отношение к моим
блюзовым альбомам: я делал их, опираясь на рок-моду 80-х, когда я
сложился как музыкант. Выпуская альбом "Still Got The Blues", я еще не
избавился от этой привязанности, потому в нем и чувствуется влияние
рока. Q: Как вы считаете, почему так холодно был встречен "Dark Days In Paradise"?
Gary: Я думаю, что если бы кто-то другой выпустил
такой альбом, его бы назвали действительно удачным. Но так как это был
Гэри Мур, то от него надо было ждать чего-то особенного. Тем не менее
"Dark Days In Paradise" - это своеобразное достижение, и я горжусь им.
Многие считают его успешным, включая звукозаписывающую компанию. Q: Я все-таки думаю, что большинство людей не
купило "Dark Days In Paradise" просто потому, что он действительно им
не понравился. Однако пару песен, таких как "Like Angels" и
автобиографичную "Business As Usual", можно назвать лучшими из
написанных вами за 90-е годы. Gary: Спасибо, что вы это отметили. Когда вышел
альбом, они не произвели впечатления, но сейчас люди прочувствовали их.
Эти две песни и мои самые любимые. Возможно, через некоторое время этот
альбом будет "открыт" заново. Q: По стандартам Гэри Мура "Dark Days In Paradise" почти не продается, вы очень этим разочарованы?
Gary: Конечно! Но в то же самое время я очень удовлетворен содержащейся на нем музыкой, и это для меня самое главное.
Q: Несмотря на плохие продажи альбома ваши
гастроли в Швеции и Финляндии, как я видел, проходили довольно успешно,
была хорошая посещаемость концертов и аудитория реагировала
восторженно. Gary: Да, в этом-то все и дело. Некоторе песни,
такие как "Business As Usual", на сцене зазвучали эпически. Каждый
выход на сцену - это целое испытание. Вы должны или играть хорошо, или
вообще не играть. Люди все видят и понимают, и музыка всегда трогает
их, если вы играете от чистого сердца. Q: Мне кажется, вы сами жалеете, что слишком далеко удалились от блюза на "Dark Days In Paradise", не так ли?
Gary: Сейчас нет. Мне просто хотелось написать
мелодичные песни для этого альбома, и вот что получилось. Я не
диктовал, а позволил музыке овладеть мною. Надо сказать, музыка -
властная сила, вы не можете направлять ее туда, куда вам угодно, она
живет сама по себе. В 90-х я начал играть блюз потому, что когда
оставался наедине с гитарой, все чаще и чаще ловил себя на том, что
невольно играю блюз. Это как бы явилось сигналом куда надо двигаться.
Когда же я работал над "Dark Days In Paradise", мне приходили на ум
только мелодичные вещи и хотелось больше работать над текстами песен. Q: Вы можете сказать, что на новом альбоме играете чистый блюз?
Gary: Нет, если бы "A Different Beat" был чисто
блюзовым, он звучал бы по-другому. К этому альбому я подошел так же,
как и к другим, а именно - играть то, что вяжется. Песни должны
сочетаться одна с другой, и если бы я играл их с чисто блюзовым
саундом, это было бы неправильно. Поэтому большинство вещей с нового
альбома подверглись компьютерной обработке для подгонки ритмического
рисунка. Однако есть и чисто блюзовые композиции, такие как "Surrender"
и "We Want love". Q: Мне кажется, "Surrender" - лучшая песня на альбоме, вы замечательно исполняете ее в несравненном стиле Питера Грина.
Gary: Да, и интересно, что многие люди также считают
ее лучшей. Мы выпустили "Surrender" в виде сингла, и длинное соло,
которое я там исполняю, решили сохранить и на полном CD. В первый раз я
это сделал и остался доволен. Q: Как я понимаю, на альбоме присутствует другая, "несписочная" версия "Surrender".
Gary: Да, мы сделали несколько различных миксов этой вещи, и несписочная оказалась более хип-хоповой.
Q: Однако все же самый "роковый" момент на альбоме это интерпретация композиции Джими Хендрикса "Fire".
Gary: Да, когда вышел первый альбом Джими Хендрикса
"Are You Experienced", мне исполнилось всего 14 лет, но я был восхищен
им. Его виртуозное исполнение продвинуло электрогитару как музыкальный
инструмент на десять шагов вперед, что до него не удалось сделать ни
одному рок-музыканту. Люди были просто шокированы. Композиция "Fire"
была самой моей любимой с этого альбома. Интересно, что она является
как бы мостиком между старым и новым саундом. Ее ритм очень современен
и похож на сегодняшний джангл или драм-энд-бас. Джими Хендрикс был
новатором и великолепным музыкантом. Вы слышали его песню "Gypsy Eyes"?
Ее ритм очень напоминает танцевальный ритм 90-х. Я видел фильм о том,
как Джими делал альбом "Electric Ladyland", где люди танцевали под эту
вещь. И это напоминало сегодняшние рэйв-парти со вспышками света и
трясущимися в трансе головами. Подумать только, ведь это было в
середине 60-х! Да, этот парень шел впереди своего времени. Джими
исполнял и рэп, так что он был впереди не только в части игры на
гитаре, но и ритмически. Вот так возникла идея повторить "Fire". Я
старался сохранить звучание песни, но в то же время несколько
осовременил ее, изменив звучание ударных и приблизив к темпу
драм-энд-бас. Получилось неплохо. Гэри Хасбэнд играет на настоящих
барабанах, а я отыграл всю партию баса, так что в этой композиции
звучим практически только мы с Хасбэндом.
Q: Надо думать, "Fire" войдет в репертуар живых фестивалей этим летом?
Gary: Конечно я оставлю ее. А также "Surrender", "Go On Home" и, может быть, "Worry No More" и "Lost In Your Love".
Q: Недавно, я слышал, вы исполнили еще одну интерпретацию, "Tore Down".
Gary: Да, это вещь Фредди Кинга. Мне всегда нравился
Фредди Кинг, но я его не играл. "Tore Down" - блюзовая классика, и
играть ее - истинное удовольствие. Мне нравится басовая партия и все
брейки. Замечательная вещь для гитары! Q: А вы не думали включить ее в альбом "A Different Beat"?
Gary: Дело в том, что когда я начал работать над
"Tore Down" к летнему фестивальному сезону, альбом был уже закончен. Но
я еще записал версию песни Альберта Кинга "I'll Play The Blues For You"
в современном стиле, и она вот-вот должна появиться. Q: А когда и как вы начали заниматься современными ритмами?
Gary: Когда в последний раз после турне я вернулся в
Англию, то услышал несколько интересных композиций. Я купил много новых
танцевальных альбомов и обнаружил, что этот андерграунд иногда более
интересен, чем то, что появляется в коммерческих чартах. Я был поражен
тем, что диск-жокеи, не являясь музыкантами и не имея своей группы,
могут записывать свои собственные альбомы. И мне интересно стало
посмотреть, что получится, если я "поженю" мою гитару с этими ритмами.
Для меня это был новый мир. Работа напоминала то, что я делал с
ирландской музыкой на альбоме "Wild Frontier" в 80-х годах, когда я
объединил два уже существующих начала и создал новое. Q: Множество ваших фанов до сих пор считает этот
альбом лучшим. Не собираетесь ли вы снова записать альбом с ирландским
классическим роком типа "Wild Frontier"? Gary: Не знаю. Как я уже сказал, пусть сама музыка
ведет меня, а я буду держать рот на замке. Это самый лучший образ жизни
для музыканта. Иначе вы можете забрести туда, куда не хотели, и ваше
звучание перестанет быть естественным. Q: Но в последнем турне вы вдруг неожиданно
снова заиграли "Over The Hills And Far Away" и "Out In The Fields".
Gary. Да, действительно. Потому что это было роковое турне, и группа
была настроена на рок. Вообще желание сыграть "Out In The Fields"
возникло у басиста, и я не стал возражать. Но в этот раз такого не
будет. Q: Кто сейчас входит в вашу группу?
Gary: Это, прежде всего, Пит Риз на басу и Вик Мартин
на клавишных. Они оба выходцы из британского блюз-бэнда под названием
Papa George Band, с которым я играл на блюзовом фестивале в Челси этим
июнем. Пит и Вик играли со мной на летних фестивалях. Поскольку Гэри
Хасбэнд занят в своей собственной группе, я взял нового ударника,
Даррина Муни. Он играет с группой Primal Scream, когда та отправляется
в очередное турне. Q: Я слышал, вы опять друзья с Гленом Хьюзом?
Gary: Да, я встретил его в Стокгольме два года назад. Все было в порядке: он был трезв, а я был пьян (смеется).
Q: OK, могу я задать личный вопрос?
Gary: Ну попробуйте.
Q: Как себя чувствует Лили?
Gary: С ней все в порядке, а как вы узнали?
Q: Я просто вычислил, когда увидел на новом
альбоме ваши "манжетные" заметки, одна из которых гласила "Welcome
Lily!". Где-то в это же время в прошлом году появилось сообщение, что у
вас родился четвертый ребенок. Gary: Да, теперь она моя младшая. Я становлюсь
похожим на Би Би Кинга - у него было 15 детей (смеется). Мне до него
еще тянуться и тянуться. Но сейчас пока достаточно.
|