Флажолеты, Часть 1
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
For more information, please contact GWedit@aol.com
Прежде
всего, хочу выразить свою глубочайшую признательность написавшим
конструктивные отзывы в адрес моей рубрики. Значит, не зря распинаюсь.
Рад, что многим из вас мои советы чем-то помогли.
Сегодня
я хочу начать разговор о флажолетах - как их сыграть, что они из себя
представляют и зачем они нужны. Флажолеты бывают разные: медиаторные
(щипковые), тэппинговые, как это любит делать иногда Eddie Van Halen,
или сыгранные пальцами левой руки, которые слегка касаются струн, с
последующим звукоизвлечением медиатором. Последний тип называется
натуральным флажолетом. Давайте разберемся, что же он из себя
представляет.
КАК
Самый
простой натуральный флажолет играется на 12-м ладу любой струны. От вас
потребуется чуть-чуть прижать струну любым пальцем левой руки над
отметкой лада и сделать щипок. Помните: струна не должна ложиться на
лад. Если все сделано правильно, вы услышите «колокольчик», ноту,
которая звучит на октаву выше, чем открытая струна. Натуральный
флажолет хорошо звучит на бриджевом датчике с большим уровнем гейна.
Когда я только начинал экспериментировать с флажолетами, то иногда
запускал последовательно два дисторшна. Мне хотелось выжать звучание
струны по максимуму.
И еще... После щипка палец левой руки необходимо убрать со струны.
Таким образом продолжительность звучания флажолета удвоится.
ГДЕ
Кроме
того, натуральные флажолеты можно получить на 7-м, 5-м и 4-м ладах.
Некоторые думают, что это единственные «точки», где звучат флажолеты.
Но поверьте моему личному опыту: флажолеты звучат по всей длине струны.
Для того, чтобы убедиться в моих словах, средним пальцем левой руки
слегка прижмите басовую струну E на самом высоком ладу. Затес делайте
равномерные щипки медиатором. А в это время палец левой руки двигается
в сторону верхнего порожка. Вы услышите сотни разных флажолетов по всей
длине струны!
Некоторые
мои любимые флажолеты звучат между отметками ладов. Парочка из них
действительно заслуживает вашего внимания. Они находятся между 2-м и
3-м ладами. Я их очень часто использую. Первый находится приблизительно
на расстоянии одной четверти от 2-го до 3-го лада. Второй - примерно в
трех четвертях. Получить их непросто. Так что, найдя нужное место,
держите его потом в уме.
Кое-что
из приведенного выше можно обнаружить в начале «Heresy» («Cowboys From
Hell»). ПРИМЕР 1 демонстрирует нам рисунок, который очень похож на то,
о чем идет речь. Все флажолеты исполняются на басовой струне E.
ПРИМЕР 1
Правильность
сыгранного лучше проверить, внимательно послушав пластинку. А потом
попробуйте самостоятельно найти «точки», где «живут» все флажолеты.
Работайте ушами и глазами - слушайте и смотрите!
С РЫЧАГОМ ИЛИ БЕЗ РЫЧАГА
Многие
гитаристы вспоминают о флажолетах только тогда, когда хотят пошуметь с
«машинкой». Все это замечательно, но, как свидетельствует ПРИМЕР 1, тех
же результатов можно добиться и без треиоло. Двое моих любимых
гитаристов - Edward Van Halen и Randy Rhoads - часто даже не
притрагивались к «машинке»! ПРИМЕР 2 напоминает рифф куплета из «Mouth
For War» [«Vulgar Display Of Power»].
ПРИМЕР 2
В 4-м
такте я играю небольшое заполнение при помощи флажолетов, которые
находятся между 2-м и 3-м ладами. Струны G и B создают высокий
перкуссионный звук, создающий напряжение в риффе. Никаких «машинок» и
прочей ерунды.
Флажолеты
предоставляют самое обширное поле деятельности. Не бойтесь
экспериментировать. Главное - слушайте и смотрите. И все у вас
получится.
А
в следующий раз я расскажу о фирменных «кричащих» флажолетах, вроде
тех, что звучат в конце «Cemetery Gates» («Cowboys From Hell»).
Перевод: Гончаров Андрей
март 2005
|