Переводы уроков известнейших гитаристов мира, сотрудничающих с популярным американским изданием GUITAR WORLD. Разные стили, разная техника игры и разная подача материала удовлетворит потребность в знании любого музыканта.
Сегодня я хочу начать разговор о флажолетах - как их сыграть, что они
из себя представляют и зачем они нужны. Флажолеты бывают разные:
медиаторные (щипковые), тэппинговые, как это любит делать иногда Eddie
Van Halen, или сыгранные пальцами левой руки, которые слегка касаются
струн, с последующим звукоизвлечением медиатором. Последний тип
называется натуральным флажолетом. Давайте разберемся, что же он из
себя представляет.
Чтобы сыграть "флажолетные крики" (та же самая фигня, но называется иначе),
вам будет нужна "машинка". Так что, если ваша гитара не оснащена ею,
настоящий урок не по вашу душу. Тысяча соболезнований! Кроме того,
как вы уже, наверное, успели догадаться, работу "машинки" будет отличать
особая брутальность. Для этих целей non-locking tremolo system совершенно
не годятся - они моментально расстраивают гитару. Понадобится "машинка"
с замком, типа Floyd Rose.
Для меня и моей группы гитарные риффы значат очень многое.
Знаете, как обычно бывает: мы импровизируем на тему хорошего риффа -
и выходит сильная песня! Совершенно необязательно поступать в "G.l.T."
или знать кучу "кучерявых" аккордов и гамм, чтобы выдать какую-нибудь
убойную фиговину. Главное - полностью отдаваться любимому делу!
Не верите на слово, послушайте "джудаспристовский" альбом "British Steel".
Там полным-полно божественных риффов, и большинство из них не так уж
сложны для исполнения. Если у тебя нет этой пластинки, живо в магазин,
приятель! Как бы то ни было, хочу поделиться некоторыми соображениями,
которые окажут помощь в придумывании хороших тяжелых риффов.
Если хотите развиваться как
гитарист и автор песен, мой вам совет: слушайте не только настоящую
гитарную музыку. Я, например, черпаю идеи из электронной музыки и
других жанров, привнося разные элементы в свою игру, - звуки, ритмы,
динамику. Наглядным примером сказанному может служить песня "Ashes in
the Fall" с нашего альбома "The Battle of Los Angeles". Рабочее
название - "Euro Taxi". Мы попытались на свой лад, но близко к тексту,
воспроизвести эту ужасную музыку техно. Ее, кстати, почему-то очень
любят таксисты в Европе. Неожиданно для Rage Against The Machine, не
правда ли?
Бывают моменты, когда играя
мелодию или просто "джемуя" на определённую аккордовую прогрессию, вы
сталкиваетесь с одним или несколькими аккордами, которые "не совсем" в
тональности песни. Такое иногда случается, и гамма, которую вы на
данный момент исользуете, "вылетает" и попросту не звучит. В итоге вы
либо просто молчите, либо нервно пытаетесь нащупать хоть какие-то ноты,
которые подойдут. Но не стоит отчаиватся, в этом уроке я помогу вам
преодолеть эти неприятные моменты.
Песня "Sleep Now in the Fire" содержит простой, но мощный рифф,
а также "неправильные" приемы игры на гитаре. Вот почему она
одна из моих самых любимых в репертуаре "Rage". Основной гитарный
рифф долгое время звучал у меня в голове, пока, наконец, ему не
найдено было применение в нашем новом альбоме "The Battle of Los Angeles".
Очень часто люди спрашивают о моей манере игры: с чего все начиналось,
откуда берутся новые идеи и пр. Отвечу так: мой необычный стиль есть
результат мышления, помноженного на постоянные занятия. Плюс ряд
приятных случайностей и совпадений. Годы, посвященные традиционной
системе занятий и борьбе с музыкальными условностями не прошли даром.
За это время накопилась масса оригинальных наработок и выработался
собственный саунд.
Совместные музицирования с другими музыкантами не только крайне полезны
(вы обо всем этом уже сказали), но и ко всему прочему это еще масса
удовольствия. Если вы - единственный гитарист в своем городе, не
расстраивайтесь и проявите смекалку. Думаю, что будете рады услышать,
что выход из создавшегося положения все-таки существует. Все, что
понадобится, так это магнитофон. На мой взгляд, умение играть "под
магнитофон" иногда даже лучше, чем джэм с другим гитаристом.
Ещё до того, как Dream
Theater стал популярным, я давал много уроков, и однин из наиболее
частых вопросов, терзавших моих учеников, был вопрос о том, как
применять хроматические гаммы в музыке. Их прежние учителя давали им
хроматические упражнения для разминки, не объясняя при этом, насколько
это интересная гамма. В течении следующих нескольких месяцев я покажу
вам, как использовать хроматическую гамму не только как упражнение для
развития скоростной игры, но и как сильный мелодический ход, который
поможет вам добавить колорита в свою игру.
Хотя мои проблемы были
достаточно освещены за долгие годы, люди удивляются, когда узнают, что
у меня не хватает двух кончиков пальцев на моей правой руке (я левша).
Конечно, это серьезный недостаток для гитариста. Если точнее, то я
потерял кончики среднего и безымянного пальцев при несчастном случае на
работе – они попали в станок. Забавно и то, что день, когда произошло
это происшествие, был последним на этой работе перед моим превращением
в профессионального музыканта, так как я был уже готов отправиться в
тур по Германии с группой. Не было менее подходящего момента, чем этот
– хотя существует ли подходящий момент для того, чтобы лишиться
пальцев? Как вы можете представить, это было жутко, и я пережил
страшный период депрессии, так как считал, что мои гитарные деньки
остались в прошлом...
Сыграем и запишем на магнитофон серию случайных мажорных или минорных
аккордов во всех регистрах гитары: возьмите аккорд от любой ноты,
сделайте паузу и затем назовите его тип (мажорный или минорный) или,
для более продвинутых, полное наименование...
Я уже упоминал об эффективном способе тренировки слуха - пропевании
гитарных партий. Сегодня я расскажу об этом подробнее, а также дам
несколько практических советов о самостоятельных занятиях.
Один из моих первых учителей музыки, человек весьма открытый и простой
- у него в свое время учился Стив Вай (Steve Vai) - как-то сказал, что
не стоит менять свое отношение к музыке, если хочешь понять музыкальную
теорию. Главная цель изучения теории состоит в том, чтобы уметь
находить адекватные средства для выражения собственных музыкальных
образов...
Привет всем, и вновь добро пожаловать в рубрику "Рай и ад". Несколько
человек написали мне письма с просьбой рассказать, как я играю
вступительный риф к "Into the Void" [Master of Reality], и я понял, что
у меня есть тема для рубрики этого месяца. Спасибо за идею. Итак, берем
быка за рога...
Использование открытых струн - это отличный способ добавить текстуру и
атмосферу в любую аккордовую последовательность. Добавляя открытые
струны в простейшие аккорды (мажорный и минорный), вы можете создавать
утонченное звучание, а кроме того, это очень просто играть. Хотите
узнать как?
Брайан Вельш, он же "Head", и Джеймс Шаффер, он же "Munky", рассказывают
о звучании гитарных примочек, которая использует рок-группа Korn.
Творчески подойдя к этому выпуску "Искусства шума",
"Guitar World" решил совершить путешествие во времени и вернуться
в те волшебные дни, когда Джеймс Шаффер и Брайан Вельш записывали
гитарные партии для выпуска очередного альбома "Follow the Leader" (1998 год).
Если у рок-н-ролла есть имя, то это имя Чак Берри.
Сыгранные им фразы стали звонкими ходовыми монетами,
которые гитаристы по всему миру до сих пор щедро раздают публике.
Простая красота его музыки и стихов вдохновила многие группы, начиная
от Rolling Stones и далее. Однако, благодаря толпам подражателей, Берри
почти превратился в намалеванного идола, которого все знают, но мало кто
способен оценить по-настоящему.
Работа с гармоническими линиями - это вещь, которая может действительно
много добавить к твоей гитарной игре, особенно, если ты играешь в
группе. Ноты, которые ты выбираешь для того, чтобы гармонизировать
основную линию, могут придать твоей музыке современное, интересное
звучание, старое, давно известное или твое, неповторимое.
Я всегда расстраиваюсь, когда слышу, что кто-то рассказывает об
арпеджио, исполняемых приемом свип. Хотя существует большое количество
пассажей и упражнений, никто так и не описал технику их исполнения. В
результате гитаристам приходится самим, методом проб и ошибок
догадываться о том, как они исполняются. В ходе моей преподавательской
деятельности это становилось все более и более очевидным. Мои ученики
постоянно делали одну и ту же ошибку: удерживая аккорд с барре, они
извлекали ноту за нотой.
Cуществует множество рекомендаций по поводу того, как развить
звукоизвлечение, но почти ничего не написано по поводу того, как
правильно разогреваться.
Если вы - один из тех гитаристов, которые играют часами и все ещё не
видят желаемого результата, тогда этот урок для вас. Он полностью
посвящен самому игнорируемому аспекту игры на гитаре - практике.
"...Раньше, когда я заострял внимание на том, как выразить самого себя
играя на гитаре, одной из моих главных целей было не звучать как
другие. Я знаю, мне хотелось расширить тональные возможности гитары и
это привело к тому, что я не ограничил себя игрой набора звучаний как
другие гитаристы. Я никогда не был большим поклонником стандартных
открытых аккордов и меня не устраивало их звучание, что привело меня к
поиску других способов игры аккордами..."