Радикальный «запил»
Гитарист «Rage Against The Machine» рассказывает о составляющих своего стиля
(c) 2000 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
For more information, please contact GWedit@aol.com
Tom Morello
Очень
часто люди спрашивают о моей манере игры: с чего все начиналось, откуда
берутся новые идеи и пр. Отвечу так: мой необычный стиль есть результат
мышления, помноженного на постоянные занятия. Плюс ряд приятных
случайностей и совпадений. Годы, посвященные традиционной системе
занятий и борьбе с музыкальными условностями не прошли даром. За это
время накопилась масса оригинальных наработок и выработался собственный
саунд.
Когда
я только увлекся музыкой, то слушал тяжелые гитарные группы - «Led
Zeppelin» и «Black Sabbath». Именно благодаря им я и взял впервые в
руки гитару. Чуть позже появился панк. «The Clash», например. Четкая
социальная направленность их текстов убедила меня в том, что можно петь
на злободневные темы в рок-н-ролльном контексте. Далее мне удалось
обнаружить прямую аналогию от «The Clash» к рэпперам «Public Enemy».
Обе команды соединили великолепную лирику с радикальной, по своей сути,
музыкальной составляющей, разрушив сложившиеся стереотипы. Их пример
еще сильнее возбудил во мне интерес к исполнению музыки. Таким образом,
«Rage Against The Machine» задумывался как коллектив, который будет
играть мощные металлические риффы с хип-хоп-грувами, политически
ориентированной лирикой и элементами панка. Соединение этих стилей
можно услышать на всех трех наших пластинках.
Задолго до того, как появились «Rage», не скрою, я разучивал гаммы и
лады, занимался по восемь часов в день. В те дни я слушал неоклассиков
вроде гитарного эквилибриста Ингви Мальмстина или исполнителей музыки
фьюжн. Взять хотя бы Ола ди Меолу. Через некоторое время стало
очевидно, что копировать других музыкантов, - это не мое, надо искать
свои пути и способы выражения в музыке.
Потом я услышал Алана Холдсворта и Энди Гилла из «Gang Of Four». Они
открыли мне глаза на многие вещи. Их уникальные манера и звучание
настолько поразили меня, что я стал по-другому относиться к
инструменту. Помню, тогда у меня был Gibson Explorer. Я начал
экспериментировать с тумблером переключения датчиков, добившись
совершенно новых звуков и эффектов (примеч.
переводчика: чтобы повторить технику, о которой говорит Том Морелло,
нужна гитара с двумя звукоснимателями с раздельными ручками громкости.
Один датчик полностью «гасится», другой - выводится на максимум.
Дальнейшие действия основаны на манипулировании переключателем
туда-сюда). Как говорят, зерно, посаженное в плодородную почву, вскоре дало ростки.
Первые
репетиции «Rage» показали, что в группе играет мощная хип-хоповская
ритм-секция. Что делать мне как гитаристу? Правильнее, наверное, было
бы дополнять работу басиста и барабанщика «подкладами» в духе «Перцев».
Но я пошел другим путем. К тому времени в моем арсенале появилась
педаль DigiTech Whammy. Ее я использовал, в основном, как гармонайзер,
но, покопавшись немного, нашел еще ряд интересных функций, когда,
например, сыгранное на гитаре можно транспонировать на две октавы выше.
Whammy - именно тот прибор, при помощи которого нам удалось получить те
звуки, что звучат на записях Dr.Dre. Соединив эффект с техникой
переключения датчиков, я по-своему интерпретировал все эти ди-джейские
штучки. Было безумно интересно, что из этого выйдет.
Гитара
перестала быть просто инструментом. Она заменила клавишные, сэмплы,
прочие модные изобретения. Я продолжаю искать собственный звук, довожу
технику исполнения до автоматизма.
«Mic
Check» с нашего последнего альбома «The Battle of Los Angeles» («Epic»)
- хороший пример песни, в которой использован широкий спектр
«неправильных» гитарных приемов. Прозрачная, суперчистая ритм-партия
вступления сыграна на усилителе «Line 6». Он стоит у меня в студии.
Аппарат выполнен в формате Twin (2x12). И, кроме того, он очень близко
к тексту моделирует звучание многих известных моделей усилителей и
эффектов. Мне очень нравится чистый звук. На записи сигнал слегка
обработан цифровой задержкой Boss.
Вступительный рифф «Mic Check» состоит из нескольких арпеджио,
построенных на F#-миноре. Ноты исполняются последовательно, одна за
другой. Как показано в первом такте ПРИМЕРА 1A, восходящее арпеджио F#m
играется в 14-й позиции. Безымянный палец прижимает F# на струне D
(16-й лад), а указательный берет баррэ на 14-м ладу (струны G,B и E).
Каждая нота играется только один раз; цифровая задержка создает эффект
повторного звукоизвлечения.
Во
2-м такте я играю следующее арпеджио с добавочной G# на струне E (16-й
лад, прижимается мизинцем). F#-минор плюс G# дают в сумме аккорд F#m9
(добавочная 9-я ступень). Фраза заканчивается неожиданно. В последнем
такте звучит арпеджио F#mMaj7. E# (или натуральная F) прижимается
мизинцем на струне B.
Осваивать
фразу начните октавой ниже, как это показано на ПРИМЕРЕ 1B. Когда
разучите рифф, попробуйте сыграть его в разных позициях по всему грифу,
меняя местами арпеджио в последовательности.
На
1:49 звучания композиции подключается следующая тема, в которой есть
две несущих на себе разную смысловую нагрузку гитарные партии. Первая
гитара играет трезвучия, каждый аккорд в долю - «раз», «два», «три»,
«четыре». Настройка дилэя та же, что и в куплете. Фрагмент исполняется
«пальцевым» стилем. Средний палец левой руки прижимает ноту E на струне
B (5-й лад), которая звучит в сочетании с открытыми струнами G и E (см.
ПРИМЕР 1C). Партия другой гитары напоминает звукоподражание -
dugada-dugada-do. Настройки педали дилэя остаются прежними. Правая рука
глушит струны у бриджа. Средний палец левой руки скользит по басовой
струне E вниз и вверх, а в это время медиатор играет 16-е триоли. Фразу
я начинаю в районе 15-го лада.
ПРИМЕРЫ
На 2:09
звучания вступает очередная партия, которая звучит, как будто гитара
«смеется». Для исполнения трюка бриджевый звукосниматель выведите на
минимум, а нэковый - на максимум громкости. В левой руке я держу
металлический слайд, которым ударяю по струнам и делаю скольжение прямо
над звукоснимателями. Одновременно с этим правая рука работает с
позиционным переключателем, меняя положения. Ритмический рисунок слайда
совпадает с положением «on» переключателя (таким образом мы
контроллируем уровень шума). Высота тона зависит от места на струне,
куда ударяет слайд, - чем ближе к бриджу, тем выше. Похожий эффект
можно услышать с соло-секции песни «Fistfull of Steel» («Rage Against
The Machine»).
На
2:19 я начинаю шизовать в ди-джейском стиле: слайд отложен в сторону,
включается wah, правая рука работает переключателем датчиков. Фразы
заканчивается дайвом на басовой струне E. Эта фишка напоминает звук
«му». Та же техника (минус «корова») была применена в песне «Bulls on
Parade» («Evil Empire»).
Надеюсь, что мой урок вдохновит вас на самые смелые гитарные безумства. До следующих встреч!
Перевод: Андрей Гончаров
январь 2004
|