Хромозоны
12 нот к славе
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
For more information, please contact GWedit@aol.com
Ещё
до того, как Dream Theater стал популярным, я давал много уроков, и
однин из наиболее частых вопросов, терзавших моих учеников, был вопрос
о том, как применять хроматические гаммы в музыке. Их прежние учителя
давали им хроматические упражнения для разминки, не объясняя при этом,
насколько это интересная гамма. В течении следующих нескольких месяцев
я покажу вам, как использовать хроматическую гамму не только как
упражнение для развития скоростной игры, но и как
сильный мелодический ход, который поможет вам добавить колорита в свою
игру.
ПРИМЕР 1 показывает хроматическую гамму в первой позиции, начиная с F. Поскольку хроматическая гамма строится
на полутоных интервалах (таким образом включая в себя все 12 нот), то у неё нет
определённой тональности. А это означает, что она используется лишь по вашему усмотрению и ложится на любой аккорд.
ПРИМЕР 1
MIDI-файл К ПРИМЕРУ 1
Прежде
чем вы сможете применять хроматические задумки к ладам и арпеджио, вы
должны немного приноровится к самой гамме. Вам стоит поиграть её по
всему грифу, дабы ваши пальцы смогли к ней привыкнуть. Ниже приведены
несколько упражнений, которые улучшат вашу технику. Как только вы
овладеете необходимым навыком, применять гамму в практических ситуациях
станет намного проще.
ПРИМЕР
2 не содержит все ноты хроматической гаммы (так как в него входят не
все полутона), но для начала вам будет в самый раз. Играйте это с
метрономом, используя переменный шртих. Начтите в медленном темпе (60
ударов в минуту)
и постепенно увеличивайте темп. Поскольку количество нот можно
разделить в группы по 4 в каждой, то я рекомендую вам
акцентировать первую ноту каждой четвёрки, то есть на клик метронома. Я
делаю так, чтобы играть ритмически ровно, и в
результате растёт моя скорость и чёткость исполнения.
ПРИМЕР 2
MIDI-файл К ПРИМЕРУ 2
Освоив
ПРИМЕР 2, переходите к ПРИМЕРУ 3. Он хорошо тем, что заставляет вас, не
задерживаясь в какой-то одной позиции, двигаться вдоль всего грифа
(разве вам никогда не хотелось сбросить узкие оковы пентатоники?)
Начните с F# на нижней Е и сыграйте 4 хроматические ноты вниз по грифу,
далее сдвинте мизинец на один лад вниз (теперь вы в 3 позиции) и
сыграйте 4 ноты вверх, снова сдвинтесь на один лад вниз (4 позиция), но
на этот раз указательным пальцем. Озвучьте 4 ноты. Не меняя позицию,
"перескочите" на струну А и повторите всё сначала. В конце концов вы
должны оказаться на верхней Е в 14 позиции!
ПРИМЕР 3
MIDI-файл К ПРИМЕРУ 3
ПРИМЕР
3а - это всего лишь ПРИМЕР 3, сыгранный наоборот, понижаясь до 2-й
позиции. Следите за указаниями пальцев внизу табулатуры. Оба упражнения
хорошо ложатся на F#m, но это не означает, что в других позициях они не
сработают.
Эксперементируйте!
ПРИМЕР 3a
MIDI-файл К ПРИМЕРУ 3a
В следующий раз мы изучим, как хроматические пассажи ложаться на разнообразные музыкальные темы.
До скорого!
Перевод: Цыба Сергей
январь 2004
|