Никогда не сдавайся!
Преодоление трудностей и правильный вариант риффа “Paranoid”
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
For more information, please contact GWedit@aol.com
Наконец, “Guitar world” с гордостью представляет первую публикацию
«крестного отца» металла, неподражаемого Тони Айомми. Почти три
десятилетия Айомми был главным автором легендарных и взрывных гитарных
риффов «бешеных псов» британского хард-рока, «Black Sabbath».
Приветствую
вас на страницах моей первой статьи для “Guitar World”. Заглядывая
вперед скажу, что собираюсь поделиться с вами мыслями об игре на
гитаре, оборудовании и музыкальном бизнесе. На самом деле, это не
первая моя статья – я уже писал много лет назад для британского журнала
“Beat Instrumental”. Я написал её примерно за восемь месяцев, и она
была интересной, надеюсь, что эта будет такой же.
Никогда не сдавайся
Хотя
мои проблемы были достаточно освещены за долгие годы, люди удивляются,
когда узнают, что у меня не хватает двух кончиков пальцев на моей
правой руке (я левша). Конечно, это серьезный недостаток для гитариста.
Если точнее, то я потерял кончики среднего и безымянного пальцев при
несчастном случае на работе – они попали в станок. Забавно и то, что
день, когда произошло это происшествие, был последним на этой работе
перед моим превращением в профессионального музыканта, так как я был
уже готов отправиться в тур по Германии с группой. Не было менее
подходящего момента, чем этот – хотя существует ли подходящий момент
для того, чтобы лишиться пальцев? Как вы можете представить, это было
жутко, и я пережил страшный период депрессии, так как считал, что мои
гитарные деньки остались в прошлом. Я обращался к массе разных
докторов, и все они говорили: «Забудь про это. Ты никогда не сможешь
снова играть на гитаре». Пока я так размышлял, мой друг, который был
моим сменщиком на работе, принес мне запись всемирно известного
цыганского джазового гитариста Джанго Рейнхарта (Django Reinhardt), о
котором, к тому же, я ни разу до того не слышал. Мой друг сказал:
«Послушай, как играет этот парень», - а я ответил, - «Ни за что!
Слушать, как кто-то играет на гитаре, это последнее, что мне хочется!»
Но он настаивал, и закончилось тем, что я прослушал запись. Я сказал
ему, что это действительно неплохо и потом он ответил: «Знаешь, а ведь
он играет всего двумя пальцами из-за травмы, полученной при пожаре». Я
был просто ошеломлен этим открытием и находился под таким впечатлением
от услышанного, что почувствовал прилив сил и начал играть снова.
Я
пробовал некоторое время играть левой рукой, но у меня это плохо
получалось, так что я связал свои поврежденные пальцы вместе, и снова
стал играть правой, используя только указательный палец и мизинец.
Потом я решил пойти дальше и вернуть в игру поврежденные пальцы. Вот
что я сделал: расплавил бутылку «Fairy liquid» (английское моющее
средство), сделал пару шариков из пластика, потом сел с паяльником и
проделал в них углубления для поврежденных пальцев, получилось что-то
типа наперстков. Когда я добился, чтобы они хорошо «сидели», я надел их
на свои пальцы и обработал наждачной бумагой так, чтобы они были
примерно того же размера, что и нормальные кончики.
Некоторое
время пришлось потратить на предельно точное их изготовление, ведь они
не могли быть слишком тяжелыми или толстыми, но должны были быть
достаточно прочными, чтобы играя не ранить пальцы. Когда я «слепил»
наперстки нужного размера, то убедился, что их концы не прижимают
струны, так что я вырезал кусочки кожи и прикрепил их к наконечникам. Я
потратил много времени, натирая кожаные кусочки до блеска и пропитывая
разными маслами, чтобы было легче зажимать струны. Я обработал края,
чтобы они ни за что не цеплялись, и это сработало! Когда
я покончил с этим, потребовалось немного времени, чтобы научиться
делать бенды и вибрато этими пальцами, ведь ими я ничего не чувствовал.
Трудно было даже знать, где находятся пальцы и куда они движутся. Это
было лишь делом практики и упорства, использовать слух взамен
утраченного осязания.
За
годы, прошедшие с тех пор, как моя история была впервые опубликована,
многие музыканты, имеющие схожие проблемы, говорили мне, что моя
позиция «никогда не сдаваться» вдохновила их на продолжение
деятельности. Как бы плохо иногда ни казалось в начале, вы должны
попытаться преодолеть трудности, потому что иногда и невозможное
возможно. Сначала была депрессия, но, послушав Джанго, я просто не
принял поражения. Я был уверен, что у моей проблемы есть решение.
Правильный вариант “Paranoid”
В
любом случае, хватит о моих пальцах, лучше закончить эту статью
музыкой. За годы многие гитарные издания снимали главный рифф
композиции “Paranoid”, но почти все они делали это неправильно. Недавно
я видел еще один вариант, но с той же ошибкой. Почти все (включая
большинство профессиональных музыкантов) предполагали, что я играю
аккорд E5, на котором построен весь рифф, на пятой и четвертой струнах
на VII ладу. Но это не так! Я играю аккорд на пятой и шестой струнах на
XII ладу. Для моего слуха аккорд на XII ладу звучит более зловеще и
темнее, чем на VII (cравните их оба, играя попеременно, и вы поймете,
что я имею в виду). Таким образом, правильный вариант вступительного
риффа “Paranoid” выглядит так, как показано в ПРИМЕРЕ 1.
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 1
|
Теперь
относительно трех восходящих легато, которые присутствуют в первой
части риффа и исполняются на пятой струне. Они точно играются на слух,
и будут звучать фальшиво, если их играть медленнее или быстрее, чем
требуется. Для того, чтобы точно определить, как их надо играть,
тщательно прослушайте запись и запомните, как звучит эта часть риффа.
Как говориться в поговорке: «Если можешь напеть, значит, можешь и
сыграть». Счастливо! Увидимся на этих же страницах через месяц!
перевод Павла Полякова
|