Метаморфозы ладов
Введение в ладовую теорию
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
For more information, please contact GWedit@aol.com
ДВИГАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА
by Joe Satriani
Поворотным
пунктом моего музыкального образования стало знакомство с ладами. Когда
я разобрался с тем, как они функционируют, слух открылся по-настоящему,
и мне стало многое понятно во взаимоотношениях мелодии и гармонии.
Понятие
"лад" включает в себя группу нот (звуков), которые можно построить на
основе той или иной ступени гаммы. Так, гамма до-мажор, состоящая из
звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си, является по совместительству
до-ионийским ладом. Если начать со второй ступени гаммы, т.е. ре, и
также отсчитать семь звуков, то получится ре-дорийский лад (ре, ми, фа,
соль, ля, си, до, - ПРИМЕР 1). Обратите внимание, что оба лада,
до-ионийский и ре-дорийский, образутся из одних и тех же семи нот,
разница лишь в том, как эти ноты соотносятся друг с другом.
ПРИМЕР 1, 2a
ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ К ПРИМЕРУ 1
ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ К ПРИМЕРУ 2a
Этот
принцип применим ко всей гамме: с третьей ступени семь звуков вверх
дадут ми-фригийский лад (ми, фа, соль, ля, си, до, ре). Лады, которые
можно построить на оставшихся ступенях до-мажора, это фа-лидийский (фа,
соль, ля, си, до, ре, ми), соль-миксолидийский (соль, ля, си, до, ре,
ми, фа), ля-эолийский (ля, си, до, ре, ми, фа, соль) и си-локрийский
(ми, до, ре, ми, фа соль, ля). Эти семь ладов - ионийский, дорийский,
фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский -
являются так называемыми натуральными ладами и состоят из одинаковых,
но по-разному ориентированных по отношению друг к другу звуков мажорной
гаммы.
Конечно,
мажорная гамма может быть от любого звука. Для иллюстрации ладовой
теории удобнее всего выбрать именно до-мажор, поскольку это самая
наглядная тональность, без диезов и бемолей. Сам же принцип применим ко
всем 12 возможным мажорным тональностям. Например, гамма соль-мажор
дает все те же семь основных ладов со своих ступеней соль, ля, си до,
ре, ми, фа-диез.
ПРИМЕРЫ 2b, 3a
ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ К ПРИМЕРУ 2b
ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ К ПРИМЕРУ 3a
Однако,
ориентироваться на привязку ладов к определенной мажорной гамме полезно
лишь на первоначальном этапе, это помогает научиться свободно
ориентироваться в ладовой системе. Затем настает время практического
совершенствования теории, и здесь необходимо четко слышать интервальную
структуру каждого лада. Однажды на первом курсе музыкального колледжа
был урок фортепианной импровизации. Я узнал знакомый лад и сказал: "Это
ля-дорийский". Учитель ответил: "Да, это то же самое, что соль-мажор",
- но я возразил, что если я играю ля-дорийский лад, то его тоника,
основной звук - ля, к нему и тяготеют остальные звуки, если же
соль-мажор, то здесь должны быть совсем другие соотношения.
ПРИМЕР 3b, 3c
ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ К ПРИМЕРУ 3b
ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ К ПРИМЕРУ 3c
Начиная
изучение семи основных ладов, я обратил внимание на разницу в их
интревалах и составе аккордов. Мне особенно нравилось играть разные
лады от одного и того же звука и сравнивать звучание. Я обнаружил, что
некоторые лады отличаются друг от друга лишь одним-единственным
интервалом. Например, ми-фригийский (ми, фа, соль, ля, си, до, ре -
третья ступень до-мажора) и ми-эолийский (ми, фа-диез, соль, ля, си,
до, ре - шестая ступень соль-мажора). Такие упражнения с ладами научили
меня различать их форму и звуковой образ.
ПРИМЕР 3d, 3e
ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ К ПРИМЕРУ 3d
ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ К ПРИМЕРУ 3e
Один из
моих первых учителей музыки, человек весьма открытый и простой - у него
в свое время учился Стив Вай (Steve Vai) - как-то сказал, что не стоит
менять свое отношение к музыке, если хочешь понять музыкальную теорию.
Главная цель изучения теории состоит в том, чтобы уметь находить
адекватные средства для выражения собственных музыкальных образов.
Во
фригийском ладе от си (си, до, ре, ми, фа-диез, соль, ля) написана моя
песня "Time". Как показано в ПРИМЕРАХ 2а и 2b, теоретически этот лад
можно построить от третьей ступени гаммы соль-мажор. ПРИМЕР 3а
иллюстрирует этот лад в седьмой позиции. Запомните аппликатуру,
проигрывайте отрывок вверх и вниз несколько раз. Упражнения из ПРИМЕРОВ
3b-3e нацелены на то, чтобы закрепить уникальное звучание фригийского
лада. Вначале запишите на магнитофон последовательности из задержанных
аккордов B5, примерно 5-10 минут. Затем, слушая запись, проигрывайте
эти упражнения - таким образом "фригийская" мелодия наложится на
тонические акккорды этого лада. До встречи через месяц!
Перевод:Андрей Смирнов
|