Мелочи, бьющие наповал
Нюансы и вариации, которые сделают хороший риф великолепным
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
Привет
всем, и вновь добро пожаловать в рубрику "Рай и ад". Несколько человек
написали мне письма с просьбой рассказать, как я играю вступительный
риф к "Into the Void" [Master of Reality], и я понял, что у меня есть
тема для рубрики этого месяца. Спасибо за идею. Итак, берем быка за
рога.
INTO THE VOID
Этот
ми-минорный риф играется на верхнем порожке (в 1-й позиции), и, как вы
сами можете убедиться из ПРИМЕРА 1, он не так уж и замысловат. Однако,
как и во многих других моих рифах, в нем заложены некоторые нюансы,
определенно развиваюшие образ. Это длинное начальное глиссандо вниз,
короткие паузы глушением струн ладонью, поистине дьявольское пальцевое
вибрато на си-бемоль в конце первого такта и восходяще-нисходящее
глиссандо во втором такте. Если убрать эти "мелочи", то музыка заметно
обеднеет. Особенно важно выдерживать ритм во время глиссандо - если его
запороть, то весь риф окажется просто неправильным.
ПРИМЕР 1
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 1 (MP3)
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
Когда
одна и та же музыкальная фраза должна повторяться, можно сделать ее
интереснее, слегка варьируя каждый проигрыш. Для примера: после
вступления темп "Into the Void" немного ускоряется [1:14], я играю риф,
приведенный в ПРИМЕРЕ 2, затем вступает голос [1:41], и во второй раз
риф у меня звучит уже немного иначе. Вместо вибрато на ноте ре я делаю
глиссандо к ми и обратно (ПРИМЕР 3). Это и в самом деле небольшое
изменение, тема остается на своем месте, но при этом музыка становится
богаче и ярче. Великое в малом!
ПРИМЕРЫ 2, 3
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 2 (MP3)
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 3 (MP3)
Еще
один пример того, как можно минимальными средствами оживить
повторяющийся риф - композиция "Iron Man" [Paranoid]. Когда вступает
Оззи [0:41], я вновь начинаю основной риф, только вместо аккордов
теперь играю отдельные ноты. Партия практически та же самая,
уменьшается лишь масса звука. А без плотных аккордов в аккомпанименте у
солиста появляется больше пространства для голоса. Кстати, в четвертом
и пятом выпусках нашей рубрики [GW: декабрь 1997, февраль 1998] мы уже
говорили о "светотени" в музыке, так что сегодня мы продолжаем.
Вариации
я использовал и в "Black Sabbath" [Black Sabbath]. Самый первый риф
представлен в ПРИМЕРЕ 4. Перед пением Оззи я увожу гитару на задний
план, задевая струны чуть более тихо, и второй раз провожу тему, уже
немного по-другому. Как видно из ПРИМЕРА 5, помимо "чуть более тихо",
вместо аккорда G5 в первом и третьем тактах, я играю просто G, а во
втором такте нет трели. Риф как таковой не изменился, просто появились
контраст фактуры и более разряженное звуковое пространство для вокала.
Если
внимательно послушать "Black Sabbath", то можно заметить, что, когда
заканчивается первая часть [2:19], я играю ПРИМЕР 4, затем [2:50],
подготавливая вторую часть, ПРИМЕР 5, и по окончании вокальной партии
[2:19] вновь повторяю ПРИМЕР 4.
ПРИМЕРЫ 4, 5
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 4 (MP3)
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 5 (MP3)
Теперь
постарайтесь применить эти наработки в своей собственной игре. То, о
чем вы сегодня узнали, довольно просто, но эффективно. Вы можете
сделать свои песни более музыкальными, а хороший риф - просто
великолепным, не рискуя при этом наскучить слушателям. Встретимся через
месяц.
Перевод:Андрей Смирнов (Ижевский киноклуб)
|