AX MUSEUM
Чак Берри
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
Его гитара звенела как колокольчик. Чак Берри - автор "Johnny B. Goode" и изобретатель звука рок-н-рольной гитары.
Если
у рок-н-ролла есть имя, то это имя Чак Берри. Сыгранные им фразы стали
звонкими ходовыми монетами, которые гитаристы по всему миру до сих пор
щедро раздают публике. Простая красота его музыки и стихов вдохновила
многие группы, начиная от Rolling Stones и далее. Однако, благодаря
толпам подражателей, Берри почти превратился в намалеванного идола,
которого все знают, но мало кто способен оценить по-настоящему. Чак
Берри - это гораздо больше, чем "утиная походка" и "Johnny B. Goode."
ИСТОРИЯ И ВЛИЯНИЯ
Как
и герои его песен, Чарльз Эдвард Андерсон Берри имеет самое
обыкновенное происхождение. Он родился в 1926 г. в Сент-Луисе, штат
Миссури, в религиозной семье со строгими правилами, играл во дворе с
ровесниками и пел госпелы в баптистской церкви. В возрасте 15 лет он
впервые взял в руки четырехструнную тенор-гитару и быстро научился
играть "трехаккордный" блюз. Вскоре с помощью самоучителя и случайных
уроков от местных гитаристов Берри выучил достаточно аккордов, чтобы
подбирать большинство песен, слышимых им по радио. "Благополучная"
жизнь Берри внезапно закончилась в 1944 г., когда он за участие в серии
вооруженных грабежей в компании сверстников был приговорен к трем годам
заключения. Выйдя на свободу, Берри женился, устроился работать на
заводской конвейер - словом, вернулся к нормальной жизни. В этот период
стали формироваться его музыкальные амбиции. Он снова начал заниматься
на гитаре и в 1951 г. сменил свой четырехструнный инструмент на
полноценную шестиструнную электрогитару. Помимо самоучителей и уроков,
Берри также учился, слушая записи "серьезных" гитаристов, таких, как
джазмен Чарли Кристиан, звезда блюза Ти-Боун Уокер и гитарист
джамп-блюзового ансамбля Луи Джордона Карл Хоган.
В
1952 г., уже в зрелом возрасте 26 лет, Берри наконец впервые вышел на
публику в качестве певца и гитариста группы из трех участников,
исполнявшей самый разный репертуар, от простых чикагских блюзов Мадди
Уотерса, кумира Чака, до "клаб-блюза" западного побережья Америки,
исполнявшегося Нэтом "Кинг" Коулом, и карибских мотивов Гарри
Белафонте. Прирожденный шоумэн, Берри мог удивить темнокожую публику,
иногда включая в репертуар, помимо блюзов, вещи в стиле кантри,
хилбилли, а также баллады. При этом он сознательно старался
адаптировать манеру исполнения и дикцию под конкретный стиль и
аудиторию любого цвета кожи. Вскоре он возглавил популярную
инструментальную группу пианиста Джонни Джонсона, с которой дал
аншлаговый концерт в элитном клубе "Cosmopolitan". Это новое трио также
исполняло исключительно чужие вещи, при этом Берри развлекал публику,
сочиняя на ходу смешные стишки. К 1955 г. Берри был одним из лучших на
клубной сцене Сент-Луиса, вместе с опытным Айком Тернером и молодым
дарованием Альбертом Кингом. Несмотря на определенный успех в музыке,
Берри по-прежнему работал полный рабочий день, чтобы обеспечить жену и
детей. Берри
понимал, что если он хочет зарабатывать на жизнь исключительно музыкой,
он должен выпускать диски. В Сент-Луисе такой возможности не было, и в
мае 1955 г. Берри отправился в Чикаго на выходные, где попал на
выступление Мадди Уотерса в одном из клубов. В перерыве Чак подошел к
Мадди и спросил, как бы ему сделать запись на студии. Уотерс направил
его к Леонарду Чессу, одному из владельцев "Chess Records", ведущего
блюзового лейбла в Чикаго. Деловой подход Берри произвел впечатление на
Чесса, который согласился прослушать его демо-запись через неделю. Чак
промолчал о том, что у него нет никакой демо-записи - Берри, которого
впоследствии назовут "поэтом рок-н-ролла", никогда ранее не писал своих
песен. Вернувшись домой, Чак быстро скомпоновал несколько текстов и
аранжировки, записал все это со своим трио на
семидесятидевятидолларовый магнитофон, и, когда через неделю он снова
приехал к Чессу в Чикаго, за пазухой у него уже было четыре песни -
медленный блюз "Wee Wee Hours" и три вещицы с примесью кантри - "You
Can't Catch Me," "Thirty Days" и "Ida Red". Чессу понравилась последняя
из них, которая затем была переименована в "Maybellene."
Сделав
запись, Берри вернулся домой к своей обычной жизни. Хотя контракт с
"Chess" был многообещающим, поначалу он ничего не принес. В Сент-Луисе
Берри продолжал работать плотником, выступал в клубах, а также учился
на парикмахера. Однако уже в июле его жизнь навсегда изменилась, когда
"Maybellene" (с "Wee Wee Hours" на второй стороне) стала национальным
хитом, заняв пятое место в поп-чартах. Этому успеху прямым образом
содействовал влиятельнейший диск-жокей Алан Фрид - человек, которому
приписывают изобретение слова "рок-н-ролл". Со стороны Фрида это не
было альтруизмом - "Chess", не посоветовавшись с Берри, сделала Фрида
соавтором песни, с правом на соответствующий куш авторского гонорара.
Берри учился шоу-бизнесу на своем же опыте, но в то же время,
посыпавшиеся приглашения и гонорары позволили ему оставить курсы
парикмахеров.
В
течение нескольких лет после успеха "Maybellene" записываемые Чаком
песни о жизни и любви подростков почти постоянно присутствовали в
горячей сотне хит-парадов. Один за другим следовали хиты "Roll Over
Beethoven," "School Days," "Rock and Roll Music," "Sweet Little
Sixteen," "Johnny B. Goode," "Carol," "Back in the USA" и другие песни.
Став широко востребованным как гастролирующий артист, Берри уволил
менеджера и сам занялся организаторскими делами. Он также избавился от
своей аккомпанирующей группы, начав работать соло - нагрянув в
очередной город с концертом, он нанимал случайную группу (утверждая при
этом, что такие группы ничуть не хуже его собственной), и после
выступления вылетал из города со всем гонораром в кармане. Берри
появился на экране в нескольких подростковых фильмах, таких как "Rock,
Rock, Rock" и "Go, Johnny, Go" и принял участие в гастролях с молодыми
звездами Бадди Холли и Джерри Ли Льюисом. В родном Сент-Луисе он стал
скупать недвижимость, открыл ночной клуб и построил Берри-парк для
семейного отдыха. К концу 50-х его дела шли превосходно. Коммерческий
успех Берри, равно как и успех Пресли, объясняется тем, что они смогли
перешагнуть через непреодолимый на вид барьер между музыкальной
культурой черного и белого населения, взяв от каждой самое
привлекательное. Но далеко не все видели в этом положительный
результат. Для некоторых людей, особенно в южных штатах, чернокожий
исполнитель, поющий о подростковой любви под ритм кантри и хилбилли,
был символом аморальности. Хотя рок-н-ролл и смешал расы в единое
музыкальное целое, дискриминация до сих пор являлась суровой
реальностью и Чак оказался жертвой своей популярности. В 1961 г. после
судебного процесса, насквозь пропитанного духом расизма, Берри был
снова приговорен к тюремному заключению за то, что "вывез
несовершеннолетнюю за границы штата в аморальных целях".
Вместе
со свободой Берри лишился возможности выступать и записываться, но не
сочинять песни. В течение следующих года и четырех месяцев он придумал
"No Particular Place to Go," "Nadine," "Promised Land" и другие вещи.
Выйдя на волю в 1963 г., он без больших потерь возобновил свою карьеру.
В 1966 г. Берри подписал контракт с "Mercury Records", таким образом
положив конец "золотому десятилетию" с "Chess", но хотя теперь он
получал более крупные гонорары, все это было в основном благодаря его
старым хитам. Ко времени воссоединения с "Chess" волшебство полностью
развеялось. Единственным значительным результатом повторного союза был
новый хит 1972 года "My Ding-a-Ling," единственная запись Берри,
достигшая №1 в чартах, но имевшая недолгий успех. В конце 70-х Берри
снова оказался в тюрьме, на этот раз за неуплату налогов. Несмотря
на перерывы в записях и гастролях, влияние Чака Берри на следующие
поколения рок-музыкантов от "Битлз" и "Роллинг стоунз" до Брюса
Спрингстина было столь велико, что его личность выдержала проверку
временем. В 1986 году его имя было внесено одновременно в Зал Славы
Рок-н-ролла и поэтов-композиторов, а запись "Johnny B. Goode" была
послана за пределы Солнечной системы на космическом корабле "Вояджер"
как образец творения человеческого духа. В 1987 г. Берри выпустил свою
автобиографию, и целое созвездие рок-музыкантов приняло участие в
фильме "Hail, Hail, Rock and Roll" как дань уважения его музыке.
Последнее десятилетие было относительно спокойным для Берри, но его
музыка по-прежнему громко и отчетливо говорит за него. СТИЛЬ И ПРИЕМЫ ИГРЫ
Чак
Берри не изобрел рок-н-ролла, но он, несомненно, внес свой вклад в его
развитие. Подобно Элвису, он смешивал блюз с кантри, создавая новый
музыкальный стиль, который был уже не белым или черным, а просто
американским. Отличным
примером такого смешения является "Maybellene". Берри играет
кантри-ритм, как в ПРИМЕРЕ 1, а Вилли Диксон "шлепает" по струнам
контрабаса. Приблизительно то же самое можно услышать на ранних записях
Пресли. То, что вещи Чака Берри попадали в хит-парад в номинацию
"ритм-энд-блюз", а вещи Элвиса - в раздел "кантри", больше имеет
отношение к цвету кожи их исполнителей, чем к самой музыке. На
ряде записей, в частности "Johnny B. Goode," рок-н-рольная, полная
драйва гитара Берри играет соло или ритм прямыми восьмыми, в то время
как ритм-секция исполняет пунктирный свингующий ритм, что создает
невероятный эффект. Надо отметить, что большинство исполнителей,
делавших кавер-версии песен Берри, пренебрегали таким сочетанием, и в
их интерпретациях ритм-секция играет синхронно с гитарой. Помимо
рок-н-рольных вещей, которыми Берри знаменит в первую очередь, он также
записывал песни с латиноамериканскими ритмами ("Havana Moon", "Brown
Eyed Handsome Man") и баллады ("Wee Wee Hours", "Deep Feeling"), а в
песне "Memphis" улавливается ритм наподобие будущего регги. Подобно Бо
Дидли, тоже записывавшемуся на "Chess", Берри приходилось преодолевать
закрепившиеся за ним стилевые стереотипы, что он делал, воспринимая и
творчески перерабатывая идеи других исполнителей.
Одной из
характерных черт многих соло Чака Берри является использование им
дабл-стопов (интервалов из двух нот). Ее он унаследовал от таких
слайдовых гитаристов, как уже упоминавшийся Мадди Уотерс и Элмор
Джеймс, а также имитируя партии своего клавишника Джона Джонсона,
игравшего аккордами в верхнем регистре, чтобы перекрыть ритм-секцию.
Еще одним влиянием в этом плане был однофамилец Джонсона, Лонни
Джонсон, чьи сложные гитарные партии на записях 20-х годов содержат
фразы дабл-стопами, очень похожие на те, что впоследствии играл Берри.
Все эти музыканты использовали в первую очередь терцовые дабл-стопы. ПРИМЕР
2 представляет собой фразу терциями, наподобие того, что Берри играл в
"Thirty Days" и "Brown Eyed Handsome Man." Ноты на первой струне
образуют мелодическую линию, а ноты на второй струне добавляют к ней
гармонию. Все дабл-стопы являются звуками аккордов, на которые они
играются. Вся фраза исполняется тремоло - быстрыми повторяющимися
ударами медиатора вверх-вниз. Самым известной фразой Чака Берри
является его вступление к "Johnny B. Goode", которое он использовал и
во многих других песнях. Названный его именем, этот пассаж не был
исключительно собственным изобретением Чака. Почти точно такую же фразу
играл Карл Хоган в композиции Луи Джордана "Ain't That Just Like a
Woman." Но Берри, как настоящий знаток стилей, заимствовал идею и
развил ее. ПРИМЕР 3 является типичным вариантом этой фразы, исполняемой
в первых шести тактах "Johnny B. Goode", да и почти любой другой вещи
Чака в тональности си-бемоль, построенной на блюзовом квадрате. Кстати
говоря, Берри редко играл в "гитарных" тональностях вроде ми- или
ля-мажора. Использование фортепиано и саксофона на записях, плюс его
собственный вокальный диапазон, сделали естественным применение
бемольных тональностей, таких как си- и ми-бемоль мажор.
Почти как
любой современный ему гитарист, Берри многое перенял от Ти-Боун Уокера,
особенно в его манере подтягивания струн (ПРИМЕР 3, такты 5 и 6). И
здесь Берри по-своему интерпретирует данную идею, подчеркивая ее
ритмическую сторону, что также стало особенностью его стиля. ГИТАРА И ОБОРУДОВАНИЕ
С
начала работы на профессиональной сцене Чак Берри всем другим гитарам
предпочитал "Гибсоны". Одним из его ранних инструментов был Les Paul
Custom с двумя датчиками P-90. Параллельно Берри играл на Super 400,
имеющим полый корпус и вышеупомянутые датчики, а также на ES-150T,
гитаре с более тонким полым корпусом и парой хамбакеров. Позже он
переключился на ES-355, полуакустическую гитару также с двумя
хамбакерами. Что до усилителей, то на протяжении почти всей своей
карьеры Берри использовал то, что попадалось под руку, когда он
собирался где-нибудь играть, что вполне соответствует его оригинальной
и так много значащей для рок-н-ролла личности.
перевод: Дмитрий Федоров
|