Удвойте ваше удовольствие
гармонизируя гитарные партии по-максимуму!
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
For more information, please contact GWedit@aol.com
Дорогой Марти, Я очень доволен твоей рубрикой,
я многому научился из нее. Особенно мне нравится, как ты всегда можешь
просто объяснить довольно сложные вещи, что даже такому парню, как я,
который почти не шарит в музыкальной теории, становится понятно, о чем
идет разговор. Я только что собрал группу с другим гитаристом, и мы хотели
бы серьезно заняться работой над гармонизацией, но не знаем, с чего
начать. Будет круто, если ты в своей рубрике расскажешь о гармонизации
гитарных партий (Джон Уитни, Бостон)
Работа с гармоническими линиями - это вещь, которая может действительно
много добавить к твоей гитарной игре, особенно, если ты играешь в группе.
Ноты, которые ты выбираешь для того, чтобы гармонизировать основную
линию, могут придать твоей музыке современное, интересное звучание,
старое, давно известное или твое, неповторимое. Например, если ты играешь
мелодию в приятном натуральном миноре, а потом гармонизируешь каждую ноту
терцией вверх в том же самом ладу (гармонизация диатоническими терциями -
прим. Guitar World), то ты неизбежно будешь звучать так, как в большинстве
случаев звучат Iron Maiden, потому что в 99,9% случаев их гармонии следуют
этой формуле.
Я не рекомендую использовать гармонизацию, как "фирменную фишку", потому что
это автоматически дает тебе звук Thin Lizzy/Iron Maiden, и это отодвигает
твою музыку на добрых 15 лет в прошлое. Вместо этого я предлагаю использовать
гармонии, которые поддерживают основную мелодию, но не следуют ей в точности.
Например, бридж в "Monkey Wrench" группы Foo Fighters, - там так замечательно
сделана гармонизация, едва уловимо, воспринимается почти подсознательно. Эта
часть песни всегда западает мне в голову, и отчасти причина в том, что гармония,
которая играется на основную мелодию, не следует традиционному подходу
"гармонизации всей линии с использованием такой-то формулы". Вместо этого
там используется несколько различных интервалов. Это не только подчеркивает
линию, а также делает ее менее предсказуемой.
Другая современная команда, которая делает гармонию на самом деле здорово -
это Garbage. В течение соло часто бывает наслоение тройных гармоний и двойных, -
обе играют разные мелодии, поддерживающие основную линию. Например, в "Only
Happy When It Rains" есть часть, где гармонические линии очень простые, но
в них много одновременно звучащих мелодий.
Одними из самых моих любимых гармоний являются те, которые уже использовались
ранее, но для меня они никогда не звучат отжившими. Например, соло Steve
Lukather из композиции Toto "Hold the Line", где он использует гармоническую
линию как крещендо в кульминации соло. Лично я думаю, что гармонизировать
достаточно маленький пассаж внутри соло или ритм партии, или даже сыграть по
одной ноте тут и там, гораздо более интересно и более современно, чем
гармонизировать целую секцию. И поэтому мне хотелось бы выделить более
концептуальный аспект использования гармонии, чем формальный, почти
математический подход, как, скажем ,Iron Maiden или Thin Lizzy. Говоря это,
ты должен понимать эти "формулы", чтобы "схватить" смысл того, о чем мы тут
говорим.
"Формула гармонии Iron Maiden": это просто как "раз-два-три"!
FIGURE 1 - пример мелодии в простом натуральном миноре (A B C D E F G),
сыгранной на гитаре 1, гармонизированной гитарой 2 с использованием "Формулы
гармонии Iron Maiden". Как ты можешь видеть, все, что я сделал, это написал
гармоническую линию, которая по гамме расположена на терцию выше, чем
основная линия. Например, первая нота, которую играет гитара 1 - это A, нота
на терцию выше в гамме - C, ее и играет вторая гитара. Подобно этому, вторая
нота, которую играет гитара 1 - C, гитара 2 играет ноту на терцию выше - E.
Если знаешь гамму и можешь считать до трех - все просто!
>FIGURE 2 - другой пример действия этой формулы, но на этот раз гармонизация
базируется на натуральном E-миноре (E F# G A B C D). Попытайся сделать это
на собственной мелодии, а затем достань с полки записи Iron Maiden и попытайся
сыграть гармонизированные пассажи. Большинство их мелодий достаточно просто
играть, и в девяти случаях из 10 они гармонизированы в соответствии с этой
формулой. Надо просто принять, что этот способ гармонизации - это "визитка"
Iron Maiden, и они уже сделали это так хорошо, как только это может быть сделано.
Мы обсудим октавы, параллельные кварты и параллельные квинты в следующем месяце,
а затем мы будем готовы принять гораздо более "дикие", более сложные
гармонические линии. Увидимся!
Перевод: Копытин Михаил
|