Техника правильного свипа
Свиповые арпеджио
© 2000 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
For more information, please contact GWedit@aol.com
Я
всегда расстраиваюсь, когда слышу, что кто-то рассказывает об арпеджио,
исполняемых приемом свип. Хотя существует большое количество пассажей и
упражнений, никто так и не описал технику их исполнения. В результате
гитаристам приходится самим, методом проб и ошибок догадываться о том,
как они исполняются. В ходе моей преподавательской деятельности это
становилось все более и более очевидным. Мои ученики постоянно делали
одну и ту же ошибку: удерживая аккорд с барре, они извлекали ноту за
нотой. Для правильного же исполнения арпеджио приемом свип необходимо
сразу же после извлечения каждой ноты заглушать ее левой рукой.
Лучший
способ освоить свип - раздельно изучить технику правой и левой руки и
лишь затем использовать их вместе. Начнем с правой руки. В общих
чертах, вам необходимо позволить медиатору свободно скользить по
струнам вниз подобно игре аккордами. Не пытайтесь отделять друг от
друга удары медиатором! Вначале эта техника может показаться вам
странной, однако представьте себе плавный спуск по ступеням - ваша рука
должна также свободно двигаться вниз. При исполнении обратного свипа
медиатор должен скользить поверх струн. Рука должна быть расслаблена,
как будто она находится в подвешенном состоянии.
Теперь
обратимся к левой руке. На начальном этапе изучения техники свипа вы
можете играть по одной ноте на каждую струну. Как было отмечено ранее,
во избежание "смазывания" звуков и слитного аккордового звучания,
необходимо заглушать каждую струну сразу же после извлечения ноты. На
FIGURE 1 представлено атонально звучащее упражнение на технику игры
свипом, предназначеное для координации техник правой и левой рук.
Играйте его медленно, сосредоточив ваше внимание на раздельном и
отчетливом звукоизвлечении, лишь постепенно увеличивая скорость
исполнения.
AUDIO FILES FIGURE 1
Проблемы с
заглушением струн левой рукой могут возникнуть при подобном барре
расположении двух или более нот на одном ладу. Для того, чтобы
правильно заглушать струны и извлекать находящиеся на одном ладу ноты
раздельно, необходимо использовать прием "перекатывания". При
перекатывании палец, выполняющий барре, максимально растягивается,
принимая выгнутую форму. Это абсолютно необходимо для успешного
исполнения данного приема. Если ваши пальцы не желают прогибаться
назад, вы можете попытаться увеличить их гибкость, максимально разгибая
пальцы в суставах и осторожно надавливая на их кончики пальцами
противоположной руки. Выполняя это упражнение на развитие гибкости,
следите за тем, чтобы не давить на пальцы слишком сильно, так как вы
можете чрезмерно растянуть и повредить связки.
В
упражнении на развитие техники перекатывания (Figure 2) используется
рисунок мажорного трезвучия, исполняемого на струнах ре, соль и си.
Чтобы прием перекатывания получился, ноту, исполняемую на струне ре вам
необходимо зажать кончиком пальца, тогда как ноты на струнах соль и си
должны быть зажаты его внутренней частью. Чтобы исполнить первое
перекатывание упражнения, извлеките первую ноту на струне ре. Затем,
для извлечения ноты на струне соль, выгните первую фалангу пальца,
исполняющего барре и перекатите его в направлении движения свипа таким
образом, чтобы его кончик заглушил струну ре. Таким же образом
заглушите струну соль, выполнив перекат на струну си. В случае, если
все было выполнено правильно, ноты будут звучать отдельно и четко.
Выполняя нисходящий свип, перекатывайте выполняющий барре палец в
обратном направлении. Исполняйте C- и D-трезвучия упражнения до тех
пор, пока вы не сможете сыграть их отчетливо в быстром темпе. Движения
пальцев при исполнении перекатывания подобны движениям кресла-качалки.
Этот прием необходимо отрабатывать всеми пальцами левой руки.
AUDIO FILES FIGURE 2
Завершив
работу над вторым упражнением, перейдите к отработке третьего
упражнения, предназначенного для выработки легкости движений левой руки
при исполнении свипа. Вы должны точно следовать штриху правой руки,
указанному над табулатурой. Это довольно сложно, но стоит усилий!
AUDIO FILES FIGURE 3
Улучшая
координацию штриха правой руки и перекатывания и заглушивания левой
руки, вы постепенно достигнете необходимой скорости и четкости
исполнения, делающих этот прием таким потрясно звучащим. Звучащее
по-джазовому упражнение FIGURE 4 сочетает в себе использование приемов
свипа, переменного штриха, перекатывания и быстрой смены позиций.
Упражнение представляет собой исполнение минорных септаккордов в
нисходящем хроматическом порядке, но послушайте, как здорово звучат
арпеджио Ebm7 и Dbm7, сыгранные на аккорды A7+ и G7+ соответственно.
AUDIO FILES FIGURE 4
Исполняемые
свипом, эти пассажи здорово звучат. Работайте над координацией движений
обоих рук. Медленно увеличивайте скорость, сконцентрировав внимание на
ровности извлечения шестнадцатых нот. В начале может получаться коряво,
зато когда получится, вы гарантированно будете в восторге от звучания
этих пассажей. Увидимся в следующем месяце.
перевод Николая Овчаренко