Разогревание, часть I
Подготовка к игре
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
For more information, please contact GWedit@aol.com
Привет всем! Прежде всего я хотел бы сказать, что я
искренне ценю те письма, которые я
получил от вас за время моего
отсутствия. Это действительно прекрасно - снова вернуться в
GuitarWorld, а теперь и в GuitarWorld Online. И теперь, когда я
буду вести эту рубрику, я подумал, что надо бы рассмотреть
несколько вопросов, о которых вы мне писали.
В прошлом я
уделял внимание специфическим аспектам развития техники и
знанию гармонии; в этот раз я хотел бы рассмотреть некоторые
фундаментальные аспекты игры на гитаре, которые также важны,
как и стандартно рассматриваемые вещи. Например, существует
множество рекомендаций по поводу того, как развить
звукоизвлечение, но почти ничего не написано по поводу того,
как правильно разогреваться. И хотя все знают, что для того,
чтобы лучше играть, нужно практиковаться, очень мало людей
знают, как правильно практиковаться и достичь
оптимальных результатов в кратчайшие сроки. Кроме того, в
любой дисциплине, будь то музыка, искусство или атлетика,
каждый должен знать основы. Если вы не обладаете данной
информацией, то все, что вы узнаете нового, ложится на очень
шаткий фундамент.
Я уверен, что абсолютно необходимо
разогреваться перед игрой на концерте или сейшне. Побежит ли
спринтер стометровку, предварительно не размяв мышщы? Будет
ли футболист подвергать себя изнурительной неделе спорта,
ничего не делав в предыдущую неделю? Да ни за что! Риск
порвать или потянуть мышщы (или еще что-нибудь похуже)
слишком велик.
Эту же мысль можно применить и по отношению к игре на
гитаре. Хотите верьте, хотите нет, но проигрывание долгих
сложных или быстрых пассажей может подвергать серьезному
напряжению связки и сухожилия в ваших руках. Единственное,
что вы захотите сделать в такой ситуации - это оторвать себе
руки. Спросите об этом у любого гитариста, чья карьера скоропостижно
завершилась из-за воспаления связок.
Если мои руки холодны и
неподвижны, я считаю, что игра аккордами - это именно то,
что требуется для их разминки и действительно пробуждает их
к действию. Как только мои руки становятся немного более
гибкими, я играю некоторые простые однонотные упражнения
направленные на синхронизацию левой и правой рук.
Вот одно
из разминочных упражнений, которое я обычно играю перед
каждым концертом: я начинаю с игры аккорда Bsus4/E в 14-ой
позиции, как показано в FIGURE 1. Потом я просто передвигаю
эту аккордовую форму вниз по грифу, арпеджируя его в каждой
позиции. Я начинаю упражнение с верхнего регистра грифа
потому, что лады находятся ближе друг к другу, что делает
растяжку на первых порах более легкой. По мере того, как вы
двигаетесь по грифу, расстояние между ладами
увличивается, делая аккорды все более трудными для
звукоизлечения. FIGURE 2 представляет собой полное
упражнение. Старайтесь, чтобы каждая нота звучала
максимально чисто - никакого шума!
Заметьте, что я
передвигаю аккорды не в хроматической последовательности.
Если быть точным, я двигаю аккордовую форму 7sus4 по
позициям, где они звучат наиболее приятно для моего слуха. Я
также позволяю открытой нижней струне ми (Е) звучать басом
каждого аккорда, что создает классный модальный звук.
Чтобы
сделать мое звучание более интересным и
музыкальным, я часто использую различные аккордовые формы.
Одна из тех, которые я особенно люблю - это Bmadd9, звучащий
в FIGURE 3. Я использую эту минорную (add9) форму в
разогревке, представленной в FIGURE 4, которая очень похожа
на FIGURE 2, но с одним отличием: в дополнение к нижней
педальной ноте ми (Е) я также добавляю открытую верхнюю ноту
ми в каждой форме (это создает плавающий экзотический звук).
Вы должну хорошо работать указательным и средним пальцами
для получения чистого звука.
AUDIO FILES FIGURE 2A
|
AUDIO FILES FIGURE 2B
|
AUDIO FILES FIGURE 4A
|
AUDIO FILES FIGURE 4B
|
Запомните, разогревание - это не упражнения для развития
техники. Не пытайтесь пробегать их максимально быстро и
громко - вы только испортите все его предназначение.
Сконцентрируйте внимание на игре каждого аккорда так, чтобы
он звучал медленно и чисто, и не неситесь сломя голову. Ваша
цель - размять вашу левую руку, а не поранить ее. Я покажу
вам еще некоторые из моих разогревочных упражнений в
следующем месяце. Увидимся!
перевод Сергея Стрюкова,
stu@guitar.ru
|