Блюзовые ноты.
Что заставляет петь "Люси"?
by B.B.King
(c) 1997 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
Всем привет и добро
пожаловать вновь на страницы моей колонки. В этот раз я хотел бы
поговорить с вами о своей любимой гаммовой модели, которую мне особенно
нравится использовать при импровизации. Многие блюзовые гитаристы
предпочитают при солировании использовать минорную пентатонику (об этой
последовательности я говорил в прошлый раз). Но по мере развития
собственного стиля, я находил ноты, которые не вписывались в эту схему.
Мне необходимо было раздвинуть границы.
Так я пришел к последовательности, изображенной на FIGURE 1.
Так как она содержит элементы как минорной, так и мажорной пентатоники
одновременно, я затрудняюсь дать ей название. Но я точно знаю одно: я
могу реализовать практически любую идею из этого рисунка. Как вы
видите, основой является минорная пентатоника с добавлением второй
(девятой) ступени и с заменой пониженной седьмой на шестую ступень.
Уже
сама по себе эта гамма звучит просто здорово! Но вы начнете
по-настоящему наслаждаться этим прекрасным звуком, когда станете
применять бенды в этом рисунке. Например, я люблю делать бенд со второй
ступени на третью (FIGURE 2), с четвертой на пятую (я это делаю указательным пальцем), как на FIGURE 3, и с пятой на шестую (FIGURE 4).
AUDIO FILES FIGURE 1
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 2
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 3
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 4
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
Одно из моих любимых
движений - бенд с пятой ступени на пониженную седьмую. Я называю этот
ход - "сигнал к пробуждению оркестра". Как только я чувствую, что ритм
становится нечетким и оркестр надо слегка растормошить, я играю что-то
подобное FIGURE 5. Естественно, оркестр тут же реагирует на эту
реплику и мы опять - одно целое. Этот бенд поначалу достаточно сложен в
исполнении, поэтому старайтесь выполнять его безымянным пальцем;
указательный и средний при этом помогают. Возможно, вам также захочется
проверить ноту, до которой вы выполняете бенд, исполнив ее на другой
струне, а затем сравнить звуки. FIGURE 6, еще одна из моих любимых идей, использует тот же бенд.
AUDIO FILES FIGURE 5
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 6
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
Одной из стилистических
характеристик блюза является возможность двоякого использования третьей
ступени. Малая терция ("блюзовая" терция) играется в союзе с
натуральной терцией, что создает характерный нежный блюзовый звук.
Очень просто комбинировать обе эти ноты, используя модель, которую мы
сегодня разбираем. Сравните FIGURE 7, где используется малая терция (такой же прием я использовал играя с U2 "When Love Comes To Town") и FIGURE 8 - та же самая идея, только с заменой третьей ступени на пониженную. Вы слышите, что FIGURE 7 призывает: "Я здесь, послушайте меня!", тогда как FIGURE 8 просто говорит "Я здесь".
AUDIO FILES FIGURE 7
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 8
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
Гитаристы говорят мне,
что если добавить все возможные ноты в эту модель, получится
миксолидийская гамма с добавленной малой терцией (G, A, Bb, B, C, D, E,
F). Может это и так, но для меня важнее то, что этот рисунок звучит
правильно для моего старого уха.
Увидимся в следующем месяце.
перевод Олега Павлова
|