ОБЛОМОК ЦЕППЕЛИНА - часть 2
Анализ характерных моментов сольной игры Джимми Пейджа
Джимми Браун
(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on
"Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or
in part without written permission of the publisher is strictly forbidden.
The original English version of this article is available from
"Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/).
For more information, please contact GWedit@aol.com
Наряду с тем, что Джимми Пейдж признан, как автор мощнейших риффов,
неповторимых мелодий и акустических шедевров, он еще и один из самых
влиятельных соло-гитаристов в роке. Его соло в ставших уже классикой
вещах «Led Zeppelin» - «Good Times, Bad Times», «Heartbreaker», «Rock
And Roll» и «Stairway To Heaven» - оставили отпечаток на нескольких
поколениях гитаристов, что само по себе свидетельствует о бесспорном
композиторском и импровизационном даре музыканта.
Сегодня мы рассмотрим основные технические и импровизационные элементы,
которые характеризуют соло-манеру Пейджа, а также разберем некоторые
его фирменные «фишки».
БЕНДЫ, ЛАСКАЮЩИЕ СЛУХ
Поэтические, «вкусные»
бенды сделали Пейджа величайшим гитаристом. Он предпочитает комплекты
самых тонких струн: их проще «тянуть». FIGURE 12 показывает позицию минорной пентатоники, в которой исполняются бенды в духе Альберта Кинга (см. FIGURE 13).
Нельзя не заметить, что фрагмент включает в себя 3-ю ступень мажора.
Джимми часто «качается» от 3-ей к 4-й ступени при обыгрывании мажорного
и доминантсептаккордов одной и той же тональности.
AUDIO FILES FIGURE 12
|
AUDIO FILES FIGURE 13
|
Данная аппликатурная
модель очень компактна и как будто бы создана для исполнения
эмоциональных бендов как на полтона, так и на тон: от 4-й к пониженной
5-й (от А к В-бемоль), от 3-ей минорной к 3-ей мажорной (от G к
G-диез), от 4-й к 5-й (от А к В) и от тоники к 2-й/9-й (от Е к F-диез).
Вышеуказанный бокс также великолепно подходит для исполнения «кричащих»
овербендов на полтора и два тона: от тоники к минорной 3-ей ( от Е к G)
и от 4-ой к мажорной 6-й ступени (от А к С-диез).
Джимми использует эту аппликатуру в 15-й позиции для игры в «Good
Times, Bad Times» (тональность Е, 1:43 минута звучания) и в «I Can`t
Quit You Baby» (8-я позиция, тональность А, 2:48).
ВИБРАТО
Для «голоса» Джимми
характерно изысканное вибрато в сочетании с бендом. Исполняется быстро.
Классический пример этого безукоризненного приема иллюстрирует
«лид-брейк» в начале «Whole Lotta Love». Отрывок, включающий в себя
секстоль, фразеологически закончен и дает понятие по крайней мере об
одной из фирменных «фишек» Джимми Пейджа.
Кроме того, на примере великолепно показана комбинация Е-минорной
пентатоники (E,G,A,B,D), блюзовой гаммы (E,G,A,B-бемоль,B,D) и мажорной
пентатоники (E,F-диез,G-диез,B,C-диез), которые создают неповторимые
горьковато-сладкие мелодии.
Первая и третья фразы
сыграны в уже знакомом нам боксе Е-минорной пентатоники (12-я позиция),
где, как мы уже убедились, легко получаются нисходящие и восходящие
легато и «подтяжки» на трех верхних струнах.
Первая фраза начинается с целотонного бенда на 3-ей струне. Затем -
нисходящий мотив по блюзовой гамме. Обратите внимание на вкрадчивые
двойные нисходящие легато от В-бемоль к А и к G.
В финале исполняется целотонный бенд от А к В, который украшается
широким вибрато. Оно получается в результате частичного возврата бенда
к исходной ноте и обратного «подтягивания» к «контрольному» тону (В) в
быстром равномерном ритме (FIGURE 14).
Вторая фраза
демонстрирует мастерское использование Пейджем открытой позиции в
Е-минорной пентатонике.
Заметим как использовано преимущество двойных нисходящих легато (В к А
и к G) на открытой 3-й струне, за чем следует последовательность
одиночных легато на открытых струнах G и D.
3-я фраза знаменует
собой возврат в 12-ю позицию. Здесь исполняются «грязные» фразы на трех
верхних струнах, затем - бенд на 2-й струне (15-й лад) от 7-й минорной
ступени (D) к тонике (Е), который, как и в 1-й фразе, смягчается четким
вибрато.
ПОЗИЦИЯ БИ-БИ
Аппликатурная модель,
которую Пейдж использует в 4-6 фразах, многие гитаристы называют
«Позиция Би Би» (в честь легендарного блюзового гитариста Би Би Кинга,
сыгравшего в ней практически все свои соло).
Построена она вокруг указательного пальца, использующегося в качестве
«якоря» и прижимающего тонику на второй струне.
FIGURE 15 показывает этот бокс в тональности Е с тоникой на 17
ладу второй струны. С нее начинается 4 фраза. После - «овербенд» на
полтора и два тона на 20-м ладу, бенд от G к С (пониженная шестая),
возврат бенда к тонике и чистая 6-я ступень С-диез на 21-м ладу 3-ей
струны.
5-я фраза начинается
опять же с тоники, которая переходит в «кричащий» «овербенд» на полтора
тона от 20 лада первой струны (от В к D). Используется техника усиления
пальцовки средним и безымянным пальцами. После возврата бенда к
исходному звуку играется блюзовая гамма Е по нисходящей.
Нечто подобное от Джимми можно услышать в песне «You Shook Me» (4:18).
В финале соло Пейдж
работает на контрасте мрачноватой блюзовой гаммы и жизнеутверждающего
звучания Е-мажорной пентатоники в той же позиции.
Акцентируем внимание на том, как подтягивается 2-я/9-я ступень F-диез к
мажорной третьей G-диез и «перетягивание» к 4-й А.
УНИСОННЫЕ БЕНДЫ
Следующий термин в
пейджевском лексиконе - унисонный бенд, прием, основанный на звучании
2-х нот на смежных струнах через тон (будь то G и В или В и Е). Лучше
всего срабатывает на 2-й и 3-ей струнах, где ноты расположены таким
образом, что верхняя берется указательным, а нижняя подтягивается до
указанного тона безымянным. Исполнив аккуратно прием, получите эффект
натурального «хоруса». Сдвоенное звучание прорезает рев ритм-секции,
как лазерный луч масло.
Пейдж использует унисонные бенды, дабы акцентировать некоторые ноты.
Примеры можно услышать в «Dazed And Confused» (3:39), «Stairway To
Heaven» (7:29) и «Communication Breakdown». Исполняется на смежных
струнах G и В.
ФРАЗЫ НА ОТКРЫТЫХ СТРУНАХ
Некоторые фрагменты Пейдж играет с открытыми струнами. FIGURE 16 и 17 иллюстрируют игру в 1-й и 2-й позициях с использованием одиночных и двойных легато на открытые струны.
Прием нашел применение в соло к «The Song Remains The Same» (4:30) и «Moby Dick» (:46).
AUDIO FILES FIGURE 16
|
AUDIO FILES FIGURE 17
|
ПОДТЯЖКА ЗА ВЕРХНИМ ПОРОЖКОМ
Другой, не менее
замечательный прием в арсенале Пейджа, - подтяжка струн за верхним
порожком элементарным нажатием пальца.
Классический пример этой психоделической «фишки» - соло в
«Heartbreaker» (2:06). Левая рука работает на двойные обратные легато
(струна G) в то время, как правой рукой эта же струна подтягивается за
верхним порожком к ноте С.
Тоже самое можно услышать, обратившись к соло «Dazed And Confused»
(4:04). Однако в этом случае струна за порожком подтягивается и
раскачивается левой рукой. Правая делает звукоизвлечение.
Аналогичная техника применяется в интро (:14), где звучит натуральный
флажолет G (N. H.) на 12-м ладу 3-й струны, а струна за порожком
подтягивается левой рукой на тон - к А.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Джимми часто переходит от одной позиции к другой, чтобы сыграть длинные, ровные пассажи по восходящей (примеры показаны на FIGURE 18 и 19) cо скольжением, как бы соединяя ноты.
Пример сего можно услышать в «Moby Dick» (:52), «Black Dog» (3:36) и «Heartbreaker» (2:35 и 3:08).
AUDIO FILES FIGURE 18
|
AUDIO FILES FIGURE 19
|
«Since I’ve Been Loving
You» великолепно демонстрирует использование экспрессивной «дерганой»
фразировки в контексте медленного блюза. Обратим внимание на то, как
эксплуатируется бокс минорной пентатоники (FIGURE 1) в тональности С-минор с использованием украшающей 9-й D.
Вышесказанное есть
далеко не полное описание уникальной многоликой манеры соло-исполнения
Джимми Пейджа. Лучший путь оценить феноменальный талант музыканта -
изучить полные транкрипции «ледзеппеленовских» песен. Если Вы не на
шутку задались целью превзойти Джимми, откройтесь многообразию гитарных
стилей и музыкальных жанров.
перевод Андрея Гончарова,
agoncharoff@yahoo.com
К сожалению, звуковые примеры к данному уроку отсутствуют.
|